Истории

В России становится все больше черносотенцев - совсем как 100 лет назад

Ситуацию, которая сложилась в России 2012 года, одни любят сравнивать с историей столетней давности, другие - с периодом застоя, третьи - и вовсе со средневековьем. Сейчас кажется, что год был богат на события, но как их оценят наши потомки? Об этом «Моему району» рассказал Игорь Долуцкий, автор учебника «Отечественная история XX века», который Министерство образования почти сразу запретило, так как книга якобы не воспитывает чувство гордости за страну.

Больше всего наша нынешняя эпоха похожа на монархию 3 июня. Это значит, что у нас есть авторитарный правитель, чью власть никто и не собирается оспаривать, а он не собирается ее отдавать. И есть Дума и прочие государственные институты, которые в реальности никакой власти не имеют. И тогда, почти сто лет назад, либеральная оппозиция (в то время это были кадеты) сделать ничего не могла. Октябристы и вовсе были проправительственной партией. Тем не менее, шла горячая борьба в парламенте, размежевание, и революционные настроения, конечно, нарастали.

В принципе, авторитарным правителем Россию не удивишь. Другое дело, что тогда это уже воспринималось негативно, и было очевидно, что все кончится большим взрывом. Как известно, третьеиюньская монархия, которая началась с разгона II Думы, закончилась с первой мировой войной. Многие историки, писатели, да и просто жители нашей страны называли эту эпоху чуть ли не золотым веком и любили сравнивать все экономические, социальные и прочие показатели именно с теми временами. Хотя на самом деле золотым веком та эпоха не являлась. Только если оглядываться на нее из 1920-30-х годов. У динозавров, видите ли, тоже был свой золотой век, но метеорит все испортил. Правда, в данном случае, Россия имела бы революцию и без метеорита, в роли которого выступила война.

Не забыть о той эпохе помогают современные черносотенцы, которых становится все больше. Помните: православие, самодержавие, народность. И тогда Дума тоже «чернела» на глазах. А точно так же, как и сейчас, творился упадок в экономике. Допустим, тогда не было нефтяного изобилия, и Россия жила за счет пшеницы, которая так стремительно не дорожала. Зато неурожаи случались. Кстати, о пшенице. Как и сейчас, пред думцами и правительством стояли важнейшие вопросы: реформа образования, аграрная проблема… И сейчас то же самое: проблемы решают уже десять лет - ничего не получается.

Сто с лишним лет назад Столыпин пытался создать в России фермерский класс. Не просто возродить сельское хозяйство, но создать прослойку людей, которые сами строят свое житье-бытье, и уважают государство. Ему нужны были избиратели. Не получилось. А вы знаете, каково в то время было вести бизнес? Чтобы открыть какое-то свое дело, требовался год хождения по инстанциям, а во Франции, для сравнения, - две недели. Ничего не напоминает?

Теперь представим, что революция произошла в наши дни, миновало 20 или 50 лет, и мы читаем новый учебник истории, описывающий нынешнюю эпоху. В идеальном обществе единого учебника, конечно, не будет. Будут разные школы, разные толкования. Будет только одно правило: точно сообщать даты, количество вооружений, если речь идет о войне, объем выработки свинца или сбора пшеницы, если об экономике и т.д. И выводы – но их учитель не должен навязывать. То есть преподаватель изложил известную истину о том, что у Гитлера было такое-то количество танков, потому что он стремился к мировому господству. У Сталина же, чему есть доказательства, танков было в четыре раза больше. К чему он стремился, думайте, дети, сами. С запоминанием одних только цифр не возникнет проблем и с ЕГЭ. Хотя в идеальной ситуации у ребят должен быть выбор: в какой форме сдавать экзамен: в письменной, устной или через компьютер.

Но такого у нас никогда не будет. Так же, как к власти не придет, например, Навальный. В принципе, можно воспользоваться еще перестроечным опытом и пригласить для написания учебника какого-то иностранца. Хотя написанные французами пособия никогда не были рекомендованы для школьной программы, и их читали только учителя и любопытствующие. Ждем изменения в программе по двум сценариям.Первый – государство не вмешивается в учебный процесс, и ситуация понемногу выправляется. Учебник Филиппова, который в 2007 году наделал столько шума, сейчас никто и не вспоминает. Ну, написала его группа учителей под руководством Суркова, ну была там глава по суверенную демократию… Сурков ушел из проекта и вся эти истерия затихла.

Нас ждет, конечно же, второй вариант: государство от и до контролирует систему обучения истории. Недавно, как вы знаете, появился законопроект, запрещающий экстремистам, в том числе тем, чья вина еще не доказана, преподавать в школах. Увы, я не могу прийти к Путину и сказать: давайте я поучу вас, как надо проводить разведку. Но почему-то он может прийти и сказать: я лучше вас знаю, как надо преподавать.  

В учебнике будут описаны: роль церкви в развитии государства, описание роста экономики, в котором некоторые страницы будут замалчиваться, а вот информации о внешних врагах России не будет, дабы не провоцировать детей на разные необдуманные поступки. В целом, это будет довольно позитивный учебник.

share
print