Истории

Жизнь в мегаполисе опасна для 30-летних

Все плюсы жизни в мегаполисе давно перечислены, но, как можно судить по новостям последних недель, жизнь в большом городе несет в себе много опасностей, о которых не принято говорить. Причем в группу риска неожиданно попала самая завидная часть общества: образованные молодые люди, имеющие деньги, непыльную работу, здоровье, возможности для отдыха. «Мой район» разбирался, какие опасности поджидают сейчас нынешних 30-летних, и что нужно делать, чтобы успешно миновать кризис.

Опасности и беды можно поделить на две части: те, что угрожают всем в равной степени, и те, что грозят именно 30-летним.

Общие беды – это пробки, которые, во-первых, выматывают, во-вторых, съедают все то время, которое можно было б потратить на отдых. Неблагоприятный экологический фон. Генно-модифицированная еда (курица с пенициллином, как называют ее доктора), грязный воздух и главное – шум. Городской шум, от которого не спрятаться ни за какими стеклопакетами – мощный стрессогенный фактор. И бороться с ним никто не пытается, кроме разве что строителей. При этом – невероятно, но факт – продолжительность жизни мужчин в Северной столице увеличилась на 5,3 года и составила 66,2 года. Женщины теперь живут на три года дольше — 76, 1. А в целом по стране – на полтора года.  Россияне живут в среднем – 60, а россиянки – 73. Получается, что главное – это богатство города, а еще – чтоб он был не совсем на севере. И, конечно, хорошие вложения в городскую медицинскую помощь.

Но до 60-ти надо еще дожить, и желательно не в тюрьме и не в сумасшедшем доме.

Теперь поговорим о факторах, которые портят жизнь молодым офисным служащим. «Естественные враги молодого менеджера - потребительские стандарты — конкуренция ресурсов, - говорит социолог Роман Могилевский. - Действительно, мы ощущаем, как по совокупности усиливаются тяжелые настроения в обществе и не только в силу политических причин, но из-за высокой концентрации населения. С одной стороны, тридцатилетний ощущает увеличение возможностей для себя и своего развития, с другой — у нас конкуренция за эти возможности. И тут этническая проблема играет даже не первую роль. У нас в Петербурге истончается культурный слой. В принципе, период относительного затишья прошел, устойчивые формы жизни утратили свою роль: изменилось отношение к современной экономике, к патриархату, новые порядки влекут за собой определенное напряжение в обществе. Там, где властные структуры находят способ выстроить новую жизнь, могут сглаживающе влиять на жизненный процесс, там все будет относительно спокойно. А пока у нас даже в благополучных странах начинаются уличные войны, как в Париже, например, после того как там попытались выселить группу незарегистрированных мигрантов. Миллион парижан вышел на их защиту, в том числе известные люди. Там, может быть, неправильно сработала власть, зато показала силу общественность, которая была настроена на то, чтоб поддержать слабого. Где у интеллигенции есть свои нормы и принципы, там напряженность в обществе снижается. Все-таки для лидера важны авторитетность и доброжелательность, а не только сила и способность к запугиванию. Кстати, в провинции, где все друг друга знают, эти общественные механизмы работают лучше.

Когда затурканные менеджеры устраивают пальбу в офисе, это все-таки частный случай. Он вряд ли повторится. Но если у нас продолжится война всех против всех: за ресурсы, за возможности — тогда все может быть. У нас же кризис лидерства: почти не осталось идей, на которых все бы ориентировались. Забота о согласии, о мире и дружелюбии в обществе. Неслучайно так растет общая преступность. Возьмите эти истории с болельщиками — можно рассматривать их как частный случай, а можно как начало войны. Я вот на футбол перестал ходить. Проблема-то не в самих фанатах, а в том, что они потеряли представление о боли, сочувствии. Если рухнет система гражданских ориентиров, они тут же станут проводниками насилия. И ведь с кого они берут пример? С наших руководителей, которые раздувают полицейщину из любого повода. Несмотря на то, что Медведев когда-то пообещал либерализацию, мы постоянно наблюдаем: того арестовали, этого посадили. Плохой моральный сигнал обществу: руководство не может иначе решить какие-то проблемы, кроме как посадками и запугиванием.

Я слушал послевыборное выступление Обамы: это была просто песня. Он ни разу не сказал: я выиграл выборы. Он говорил: мы. Мы, наша команда и т. п. Пусть наши политики хотя бы научатся так говорить и так думать...

Колоссальная беда — ограничения в бизнесе, который, как известно, кошмарят. Думаете, этим наносится ущерб только экономике? Нет, всем энергичным людям. Свой бизнес — всегда самореализация. Тебе не дают его вести — появится неуверенность в себе, а там проблемы, связанные с устройством сексуальной и личной жизни. И так далее».

Впрочем, все эксперты отмечают, что многое зависит от личности. «Главный враг у каждого человека – он сам, - напоминает психиатр Дмитрий Исаев. – Все зависит от иерархии ценностей, и у нас люди живут вроде бы в одной системе координат, но одни считают себя счастливыми, другие - нет. Смена места жительства, переезд из мегаполиса в тихий городок или на хутор ничего не изменит».

У молодого и энергичного россиянина некая опасность существования заложена и самой природой. Сексолог Лев Щеглов объясняет это так: «30 лет - максимально активный возраст обеспечения будущего. С одной стороны, это возраст замечательный, особенно для тех людей, кто смотрит на него через плечо оглядываясь на прожитое. Человек запускает все свои машины на зарабатывание, продвижение, карьеру — если это, конечно, человек, ориентированный на успех. К счастью, многие это сопровождают спортом, здоровым образом жизни и тогда все более-менее уравновешивается. Вторая опасность — в этом возрасте еще высок уровень тестостерона, и агрессивность в этой среде более выражена, чем в 60 лет. Причем агрессивность как собственная, так и тех, кто тебя окружает, им ведь столько же лет, как правило...Подавляющее большинство преступников, которые совершили что-то в припадке агрессии, а не с расчетом, - это не дети и не пенсионеры.

Курс на успех — это первые звенья той цепочки, что у некоторых лет через 15 завершается инфарктом, инсультом, в общем, сосудистой катастрофой.

Хочешь карьеру — делай, сиди в офисе три часа после окончания рабочего дня. Но зачем делать из этого одну но пламенную страсть? Если имеешь хоть один фактор риска: курение, лишний вес, нехорошую сосудистую наследственность — сам не заметишь, как получишь неожиданный удар от своего организма.

Человек вялый, расслабленный, коему до фени, какая у него квартира-машина, а главная радость в жизни - полежать на диванчике и половить рыбку, своим здоровьем не рискует. Но любая медаль имеет не только обратную сторону, но еще много граней. Какая старость будет у этого человека, если он сейчас не заботится о своей семье?»

share
print