Истории

Борис Стругацкий скончался: учитель, фантаст, предсказатель

Знаменитый писатель Борис Стругацкий скончался. Писатель-фантаст Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября в кардиологическом центре имени Алмазова. Вместе со своим братом Аркадием Стругацким он написал в 1950-1980-е годы несколько десятков романов и повестей, объединенных общей темой - фантастикой, но при этом в самых различных жанрах. Этим его деятельность не исчерпывалась: он был астрономом, переводчиком, редактором журнала и активно помогал молодым фантастам.

 

Борис Стругацкий скончался вечером 19 ноября.

В августе этого года редактор попросил позвонить кому-нибудь из писателей и поинтересоваться мнением по поводу приговора для Pussy Riot. До его оглашения оставались считанные часы. Кому звонить – я не раздумывала ни секунды. Не только потому, что Борис Натанович подписал письмо в их защиту. Не потому, что он петербуржец. А потому, что весь 2012 год ощущала, как тень романа «Трудно быть богом» - вернее, его концовки - витает над всеми нами. Там, как вы помните, текла себе средневековая жизнь, со всеми положенными мерзостями. А потом к ним примешалась еще и религия – в худшем ее проявлении, какое только можно представить.

  • TASS_82038.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_123023.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_374787.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_123090.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

Борис Стругацкий ответил на вопрос, сделав, как оказалось, последнее пророчество в своей жизни. Он сказал, что девчонки получат два года. Голос у знаменитого писателя был совсем слабый. И какой-то безнадежный.

Поклонники братьев Стругацких уже давно составили свой лист сбывшихся предсказаний. Можно ли считать, что Стругацким повезло как никому другому из фантастов? Они дожили до воплощения некоторых довольно смелых предположений. Нет, нельзя. Вот их знаменитые предсказания:

Рейв – «Дрожка» из «Хищных вещей века».

Экстремальный спорт. Тот же роман. Короче, жиробесие в эпоху полного материального благополучия.

Телесериалы, идущие годами.

Зона отчуждения. «Пикник на обочине», а в реале – Чернобыль.

Неедяки – дауншифтеры. И многое другое.

Правда, одно хорошее предсказание в этом ряду имеется - Википедия ( она же Большой Всепланетный Информаторий). А еще братья, как настоящие ученые, предсказали второй пояс астероидов и кольца вокруг планет-гигантов.

Но публика, хоть и читающая, но далекая от науки астрономии, на этом не заостряет внимание. Ее будоражит, что фантасты предсказывают мир будущего, но сбываются те прогнозы, в которых описан мир прошлого. «На какой роман Стругацких похожа наша жизнь сейчас?» - такой опрос я как-то видела «ВКонтакте». Стоит ли удивляться, что чемпионом стал «Обитаемый остров», «Хищные вещи века» на втором месте, «Трудно быть богом» на третьем, а на четвертом «Гадкие лебеди»? Вы не будете спорить, что в «Хищных вещах» речь идет не про хитроумные девайсы, а про бездушие обитателей, у которых не хватает ума ни на что, кроме потребления?

Последний роман Бориса Стругацкого, написанный им уже в одиночестве, в 2003 году, назывался «Бессильные мира сего». А начинается он с того, что на главного героя оказывается давление: от него требуют изменить результаты будущих выборов… А ведь в 2003 году о выборных подтасовках никто еще толком не слышал. Правда, телевизор уже тогда именовали зомбоящиком.

Говорят, что свои «миры» есть у каждого писателя, хотя больше всего поклонников – у тех, кто пишет фэнтези. Борис Натанович до конца своих дней вел блог в интернете, отвечая читателям на любой вопрос по поводу любого артефакта или явления из любого романа. Правда, восторги: ах, как вы здорово предсказали серые роты и патриотические школы – комментировал неохотно.

  • 63289_0_451x640.jpg

    фото:trend

  • 63284_0_625x640.jpg

    фото:trend

  • 63285_0_640x442.jpg

    фото:trend

  • 63286_0_458x640.jpg

    фото: trend

  • 63287_0_640x529.jpg

    фото:trend

В общем, нам с вами повезло. У нас в отечестве был свой пророк.  

30 лет они вели неравную борьбу с книгоиздательскими выбегаллами. Добились, чтобы фантастику приняли в «клуб» высоколобого серьезного жанра и уже без иронии именовали произведения философскими, поскольку главное в книге – кого и как она заставляет думать, а не – в какой форме закреплены эти призывы. Пробудили энную ответственность и в душах ученых, работавших над самыми надчеловеческими проектами прошлого века. Аркадий Натанович ушел в 1991-м, в год, когда началась новая эпоха – в которой все перевернулось с ног на голову. Мы через несколько лет поймем, чем был для нас год 2012-й. А Борис Стругацкий об этом не узнает уже никогда.

Стругацкий до последнего запрещал говорить о своей болезни

Скорбим.

share
print