Истории

Семь причин менять жизнь своего города к лучшему

Опыт показывает, что население втягивается в проекты обустройства городского пространства или когда это касается непосредственно его самого, или когда для участия не нужно ничего делать, а только, например, погулять с фотоаппаратом. «Мой район» выяснял, какие мотивации подвигают горожан менять жизнь к лучшему, ведь, как известно, для наведения порядка в мире достаточно начать вспахивать свой собственный огород.

С сайтом zalivaet.spb.ru и его создателем Федором Горожанко все было понятно: прохудилась крыша, потекло с потолка. Сначала студент Федор соорудил конструкцию по принципу сообщающихся сосудов, которая переливала воду из тазика за окно. Жить зимой в сырой комнате с вечно открытой форточкой – такое никому бы не понравилось. Дальнейшее все знают: появился сайт для сбора жалоб, который стал принимать 200 постов в неделю. Потом о нем заговорили по телевизору, а когда Федор стукнулся с жалобой в твиттер к тогдашнему вице-губернатору Михаилу Осеевскому, тот пригласил его к себе на работу.

«По крайней мере, так он написал в ответном послании, - вспоминает Федор. – Потом посоветовал горожанам организовывать ТСЖ, которым будет легче выбирать себе обслуживающую компанию. Но сами-то мы довольно скоро разобрались, что деньги на ремонт крыш выделяются, и даже ремонт делается, только плохо. И вот результат: недавно крыша протекла снова».

По словам Федора, жалобы, будь они поданы сразу губернатору, все равно будут спущены ниже: в Жилищный комитет, администрацию района, районное жилагентство, управляющую компанию. Если и удостоишься упоминания от губернатора, то это будут «слова общего характера». По реакции Федора было очевидно, что обрушившаяся на него слава и даже журналистские премии были нужны ему гораздо меньше, чем сухой потолок. И все же для потенциальных борцов за народное счастье это неплохая мотивация, помимо приведения жилья в порядок – еще и известность, признание, уважение окружающих. Хорошие проекты почему-то лучше всего получаются как раз у студентов.

Добавим, кстати, что за время существования сайта через него поступила информация о 31520 протечках в 7545 домах. То есть если уж крыша портится – то по всей длине-ширине. А потом ее чинят за счет бюджета, но она снова начинает протекать. «41%  людей, кто обратился к нам за помощью, - говорит автор zalivaet.spb.ru, - это те, кому кровлю недавно чинили, и сделали это, видно, очень “хорошо”». Юному студиозусу Федору удалось даже собрать людей на митинг: пришло человек 300, немного, но – в 25-градусный мороз. Четвертая мотивация – это навыки политической борьбы.

А вот у группы «Красивый Петербург» все началось как раз с политики, потому что проект вырос из «Наблюдателей Петербурга»: он объединил ребят, работавших на выборах в декабре и марте. Затем активисты занялись бытом и для начала провели акцию – прогулку с фотоаппаратом. За один день в разных уголках города удалось нащелкать более 20 тысяч нарушений, и не просто оскорбляющих эстетические чувства, но создающих реальную опасность для населения (ямы в тротуарах, отсутствующие перила, провисающие провода). По словам одного из руководителей проекта, Алексея Конана, их опыт показал, что лучше посылать жалобу сразу в высшую (в масштабах города) инстанцию – губернатору. Да, ее сразу спустят в район и управляющую компанию. Но закон таков, что отчитываться исполнителю придется уже по двум фронтам: и перед градоначальником, и перед гражданином-инициатором. Есть шансы, что губернатору морочить голову побоятся. Результат: 40% недочетов уже устранены или с ними разделаются в будущем году, когда поступят деньги.

Пятая мотивация – завоевывается популярность у всего, не только «протекающего» населения. И главное – это самое население расшевеливается и вовлекается в борьбу – да не в грязную политическую, а возвышенную – за чистоту и процветание любимого города. Сколько русских интеллигентов любили свой народ и все равно считали его – болотом. Вот верный способ превратить болото в чистейший горный ручей.

Как рассказал «МР» Игорь, один из участников акции «Прогулки с фотоаппаратом» (жители разных районов города фотографируют плохие дороги, срубленные деревья, гигантские лужи, сломанные скамейки и т.д. и т.п.), «Я всегда чувствовал, что такой проект нужен, нужны субботники, но самому, в одиночку, начать было трудно и главное – непонятно с чего. Скажут: вот, объявился придурок, правдолюб-одиночка. А побыть «одним из» - и проще, и приятней. Хоть я индивидуалист по натуре».

Шестая мотивация – начни с себя. Про теорию малых дел говорил Петр Ракчеев, организатор всевозможных акций по сбору мусора на пляжах и в лесу. За один субботник собранные Петром добровольцы умудряются собрать, погрузить и вывезти с пляжа несколько тонн пикниковых отходов. Он же является горячим апологетом раздельного сбора мусора. Правда, скептики тут же указали ему, что без активного участия властей приучить к этому людей будет сложно. Экомобиль, который у нас работает уже не первый год – это хорошо, но мало, охотиться за ним с одной-единственной севшей батарейкой будут единицы. В других странах, которые тоже решили привить населению экологические навыки, стоят специальные контейнеры в супермаркетах.

Седьмая мотивация – дать выход творчеству. Как это происходит, рассказал директор дизайнерского центра MakeIt Максим Шпаковский.

«Знаете, в каждом городе есть свой нулевой километр, у нас он – в районе Почтамта. Так вот, во многих городах есть установленная google-метка в виде перевернутой красной капли, которая становится городской достопримечательностью. Почему б у нас не сделать нечто подобное? Еще мне нравится идея меток с указанием всех объектов, находящихся в пешей доступности. На всех или хотя бы крупных перекрестках. Многие не знают, что в двух шагах от их работы находится, например, интересный музей или нестандартный магазин. А как вам идея хлебной карты? Приложение по имени baker, с помощью которого люди запускают информацию в сеть: вот в такой-то пекарне только что выпекли новую партию, самое время зайти сюда на файв-о-клок…»

Конечно, лучше всего, когда все мотивации срабатывают одновременно. Скажем, одновременно происходит борьба за чистоту и мерянье креативом. А простой городской обыватель тем временем понимает, что брать пример не обязательно с кинозвезд, а можно – с соседей.

share
print