Истории

Мигранты «Вконтакте» и «Одноклассниках»: шутят над толерантностью, ищут любовь

Петербургские иммигранты активно осваивают социальные сети. Они общаются на русском, хотя, казалось бы, он надоедает им на работе. Цели, с которыми узбеки, таджики и киргизы заходят в сеть, примерно такие же, как у россиян: простой люд отдыхает, более продвинутый – использует в целях заработка или поиска перспективных знакомств. Главное отличие – «Контакт» и «Одноклассники» используются для связи с оставшимися на родине родственниками. И очень успешно.

К примеру, в Узбекистане сейчас 258 тысяч пользователей «ВКонтакте», в Таджикистане – 104 тысячи, в Кыргызстане – 143 тысячи. Почти у всех есть родные, работающие сейчас в Москве или Петербурге. Опрошенные гастарбайтеры рассказали, что очень благодарны социальным сетям, ведь звонить на родину дорого, да и разница во времени дает о себе знать. А посылать письма – проще. Как известно, в Узбекистане используется латинский алфавит, в Таджикистане и Киргизии – кириллица. Арабскую вязь практикуют только для прикола.

«Я живу в Петербурге 10 лет и работаю на стройке», - рассказал Зафар. По-русски он говорит чисто и без акцента. «Контакт» для начала использовал, чтобы узнавать, какие новости на родине, еще переписывался со своим братом. Когда он забыл пароль и целый месяц не мог его вспомнить, я туда заходить перестал. Еще у меня много друзей в Петербурге, читаю их новости. Однажды познакомился с девушкой, которой был нужен партнер для бильярда. Но ничего серьезного у нас с ней не было. А вообще, у меня компьютер сломался, так что в интернет мне теперь не с чего выходить. Не с телефона же».

Как говорят социологи, те мигранты, что занимают нижнюю ступень в иерархии, живут в подсобках, дорогих вещей не имеют, поэтому и по интернетам не бродят. В компьютерных клубах рассказали, что нерусские посетители бывают редко, несколько раз в месяц, да и то, в основном, играют в игры. Большинство узбекских и таджикских работяг, как, впрочем, и русских, используют сети для релакса.

«Смотрю кино и слушаю музыку. Иногда просматриваю ролики про ДТП. Однажды поставил такой ролик сам, было 10 тысяч просмотров, - гордо рассказал Фарух, работающий водителем КамАЗа. – Нет, знакомиться с девчонками мне и в голову не приходило. У меня в Самарканде жена».

Еще один Фарух рассказал, что обиделся на «ВКонтанкте» после того, как его попытались развести на деньги. Как именно – пояснить не пожелал. А в «Одноклассниках» не было той школы из Душанбе, которую он заканчивал, так что пришлось пока пожить вне социальных сетей. Но не очень-то и жалко. «А службами знакомств вы пользуетесь?», - поинтересовался «Мой район». Фарух ответил, что нет, а вот его друг искал подружку по интернету, но ничего не вышло. Многим дамам почему-то нравилось тратить дни на бесполезную переписку, но на свидание так никто и не пришел. А потом друг забросил это дело, некогда стало.

В социальных сетях есть группы, объединяющие петербургских таджиков, узбеков и прочих. Не слишком многочисленные. Темы для разговоров – восточная кухня, ислам, работа. Если мигрант и ищет всерьез спутницу жизни – то именно в этих группах. Отличительная черта таких сообществ – баннеры с призывом к толерантности. Или с пародиями на эти призывы, ведь юморить восточные люди умеют не хуже западных. Например, такой плакат: две цепочки – одна с крестом, другая с полумесяцем и надпись - у дружбы нет религий. Вот только цепочки намотаны на кулаки, как будто обладатели сейчас устроят уличную махаловку. Иногда встречаются демотиваторы с фотографиями русских парней на лавочках, лузгающих семечки и пьющих пивасик. Комментарии соответствующие. Или вот фотографии двух девушек: одна – явно с Хэллоуина, наряженная под монстра. Вторая одета просто, в черный никаб. «Вопрос: кого из них боятся европейские дети?»

Девушки-таджички обходятся без ерничества. Зато именно они публикуют объявления о работе, о турах за миграционными картами (оказывается, не обязательно летать за этим на родину, а можно просто скататься на Украину и обратно) и предложения оформить регистрацию. А вот искать жилье через соцсети почему-то не принято.

«Вообще-то приезжающие сюда гастарбайтеры, в большинстве своем, оформлены легально, - рассказала социолог Ольга Бредникова, изучавшая мигрантскую среду и методы обмена в ней информацией. – Поэтому опытом, как избежать столкновения с полицией, они не делятся. Их интересуют регистрация, работа, дешевые билеты на родину, способы переслать или передать друг другу деньги. Вообще, похоже, что мигранты еще очень нескоро подсядут на соцсети, как это сделали русские ребята. Им не до того. Работа и зарабатывание денег – вот единственный смысл их пребывания тут, а все остальное, в том числе информация, потребляется в фоновом режиме.

Мигрант, если у него нет телевизора, получает информацию из бесплатных газет и из разговоров с соотечественниками. То, что они много болтают по мобильнику, видел каждый. Те, кто более активен, приходят к метро, когда там раздают газеты с вакансиями, и берут их. Три вещи, которые интересуют мигранта: события на родине, события в их семье, которая там осталась, и где заработать тут. Что вполне естественно. И даже издаваемую специально для них газету «Туран», которая выходит на нескольких языках, они читают, только когда она сама подворачивается под руку, а специально искать ее не стали бы. Что уж говорить про группы в соцсетях, для мониторинга которых нужен еще и компьютер».

P.S. Изучая тему социальных сетей мигрантов, корреспондент «МР» вспомнил одну историю из далекого 2002-го года. У продавца арбузов в клетке я увидела календарь игр «Зенита». «О, вы тоже, значит, болельщик?» Продавец-кавказец замялся. Потом нехотя пояснил: расписание игр нужно, чтобы заранее знать, в какой день точку надо закрыть пораньше. Возбужденные фанаты – страшная сила. Вне зависимости от того, выиграл «Зенит» или проиграл, они обожают играть в футбол чужими арбузами, а расплачиваются пинками и тумаками.

share
print