Истории

«Скорую помощь» в Петербурге придется ждать дольше: виной кадровый голод

Тысячи петербуржцев зимой 2012 года столкнутся с тем, что врачи «скорой помощи» не смогут вовремя отреагировать на их вызов. Пиковое время, когда обостряются эпидемические заболевания и травмы, служба проведет в «разобранном состоянии». Укомплектованность «скорой» отстает от нормативов на 40%. В результате один сотрудник вынужден выполнять работу за двоих. В ответ на обращение депутата Законодательного собрания Александра Кобринского губернатор Георгий Полтавченко объяснил, почему в петербургской «скорой помощи» сложилась ситуация, которая может стоить человеческих жизней.

В Петербурге действует двухуровневая система экстренной медицинской помощи. Телефон «03» закреплен за Городской станцией скорой медицинской помощи. Одна ее бригада рассчитана на 20 тысяч потенциальных пациентов. Бригада выезжает в общественные места, реже – на дом (когда больной травмирован или находится без сознания). В остальных случаях на дом выезжают бригады «скорой помощи» при поликлиниках. По-старинке их называют «неотложками». Такая бригада рассчитана на 14 тысяч взрослых и 10 тысяч детей, проживающих в данном районе. Для пригородных районов действуют другие нормативы – одна бригада на 10 тысяч взрослого и детского населения.

Согласно приказу Министерства здравоохранения от 2004 года, подстанции «скорой помощи» должны быть организованы так, чтобы обеспечить 20-минутную транспортную доступность к больному. Зоны обслуживания устанавливаются с учетом численности населения, особенности застройки, транспортной ситуации в районе. Но, как признает губернатор Георгий Полтавченко, нормативы соблюдаются не всегда и не везде. Одна из главных причин – кадровый голод.

«Проблема обусловлена как общей ситуацией обеспеченности работниками здравоохранения и особенностями работы службы скорой медицинской помощи в условиях высокой физической и эмоциональной нагрузки», – пишет Георгий Полтавченко. По его словам, с 2006 года по нацпроекту «Здоровье» врачи «скорой помощи» получают надбавку к зарплате в 5 тысяч рублей, а фельдшеры и медсёстры – в 3,5 тысячи рублей. «Однако указанные доплаты не соответствуют уровню нагрузки», – признает Полтавченко и обещает рассмотреть возможность увеличить зарплату или надбавки специалистам «скорой помощи».

Не менее важная проблема – нехватка подстанций «скорой помощи». Она затрагивает все районы Петербурга. Вместо двух запланированных подстанций, в 2010-2011 годах построена одна, в Красногвардейском районе. Она до сих пор не введена в эксплуатацию – устраняются «строительные недоделки». По словам губернатора, вторая подстанция может быть введена в 2013 году. А в ближайшие три года запланировано строительство ещё 12 подстанций.

«Мой район» поговорил с двумя сотрудниками «неотложки», один из которых имел опыт работы в экстренной службе «скорой помощи». Действительно помощи придется ждать часами?

Константин: «Скорая помощь» не ездит по часу, что бы ни происходило. Другое дело – «неотложка». Вызовы бывают разной степени сложности. Определяется, насколько необходима помощь человеку, потом соизмеряется, кто и в течение какого времени может приехать. В большинстве случаев помощь вообще не нужна. Скажу иначе – не необходима. Людям зачастую не объяснить, что температура 37 без дополнительных симптомов – это не повод к вызову».

«Главная проблема для нас – отсутствие врачей на месте. Когда волна вызовов, а на подстанции никого нет. Задержки чаще всего образуются с детской машиной. Педиатр в районе один, стационары относительно далеко. Педиатр уехал – в районе никого. В таком случае на детский вызов отправляется взрослая машина. Больным приходится ждать. Меня беспокоит, что будет зимой. В это время года вызовы учащаются волнообразно».

Сергей: «В «неотложке» специалистов хватает. Может быть открыта одна ставка, максимум – две. На «03» увольняются целыми станциями, по 30-40 человек. Остаются одни диспетчеры. Байков (Алексей, главный врач Городской станции скорой медицинской помощи – «МР») говорит, что из-за денег. Они по этому поводу неоднократно писали Матвиенко и Полтавченко. Так мало получаем, что все увольняются, работать некому, поднимите жалование… Причина не только в этом, и не в эмоциональном выгорании. Я ушел со «скорой» в 2005 году, текучка была нехилая. Дело в том, что в Москве действуют гигантские надбавки за эту работу. В Петербурге зарплата фельдшера и врача «скорой помощи» сравнима со средней по стране. Хотя население небедное, и некоторые медицинские сферы процветают».

«Станут ли врачи «скорой помощи» работать хуже, если им не прибавят зарплату? Ни в коем случае. Будут ли они дольше откликаться на вызов? Все зависит от их интенсивности. Как в любой работе: иногда все спокойно, иногда аврал».

Депутат Законодательного собрания Александр Кобринский так отреагировал на ответ Георгия Полтавченко: «Губернатор признаёт проблему, но не отвечает на главный вопрос – какие изменения в бюджет города предлагает внести правительство, чтобы ликвидировать дефицит врачей, машин и подстанций. Мне кажется, что само формирование бюджета должно начинаться с них, а уже то, что осталось, можно выделять на стадионы и торжественные приемы. Иное было бы безнравственно. Очень бы хотелось знать, согласно ли со мной правительство».

Цифры

Штат врачей «скорой помощи» в Петербурге укомплектован на 60% (в 2011 году – на 78%). За девять месяцев 2012 года из экстренной службы «03» уволились 215 врачей. На смену им пришли 29 врачей. Средняя заработная плата врача «скорой» в Петербурге – 30 тысяч рублей с надбавками. В Москве – 80 тысяч. Ежедневно в Петербурге действуют +/- 584 выездные бригады.
 

share
print