Истории

Рецензия: Новый Джеймс Бонд - пиф-паф, красотки, но все гораздо умнее

В российский прокат выходит новый эпизод франшизы о Джеймсе Бонде: 007. «Координаты «Скайфолл». Возвести фильм в высшую степень стоит в самом начале рассказа, чтобы не прерываться в дальнейшем на поиск очередного восторженного эпитета. Да, в награду за четырехлетнее ожидание мировая общественность получила превосходного Бонда!

В 2008 году поклонники Агента 007 были немало разочарованы «Квантом Милосердия», где в главном герое можно было скорее идентифицировать Борна, нежели узнать легендарного секретного агента английской разведки. К тому же из предыдущей серии бондианы бесследно исчезли секретарь М - мисс Менипени, и Q, глава исследовательского центра Британской секретной службы, снабжавший Бонда шпионской техникой, а «Бонд. Джеймс Бонд» - приветствие, ставшее культовым за все годы существования сериала, Дэниел Крейг, второй раз сыгравший Бонда, вообще так и не произнес.

Создатели нового Джеймса Бонда «Координаты «Скайфолл» смогли учесть ошибки своих предшественников и предложить зрителю почти классическую историю о приключениях 007. Правда, никак не связанную с сюжетом, начатым еще в «Казино Рояль».

Желание избежать спойлера велико, поэтому фабула «Скайфолл» будет передана кратко. Победа добра над злом снова далась нелегко. В экспозиции фильма лежит погоня, как будто намечающая грядущий конфликт. По традиции за началом следует продолжение, которое неумолимо движется к концу. Ладно-ладно, приоткроем завесу.

Итак. Фильм начинается с погони! С погони по крышам стамбульского Большого базара начинается фильм. И здесь, возможно, впервые за всю историю бондианы на помощь главному герою (снова Дэниелу Крейгу) приходит ковш экскаватора. Затем действие переносит нас в Шанхай, где на помощь главному герою совершенно точно в первый раз (и для себя, и для героя) приходит комодский варан. Дальше, как водится, больше. В лондонской подземке из неравного боя с поездом главный герой выходит победителем (дважды!). И так далее. Взять умопомрачительную высоту – запросто. Нырнуть в ледяную воду и вынырнуть – всегда пожалуйста. В общем-то, вполне рядовое для секретного агента поведение.

  • TASS_4005176.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3912543.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4004039.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4004433.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4004970.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

Английскому режиссеру Сэму Мендесу («Красота по-американски», «Дорога перемен»),  действительно удалось снять почти классическую историю о Джеймсе Бонде. Но почти классической она стала не только потому, что новый Бонд (всего один раз!) отдает предпочтение пиву. Привычный мартини здесь тоже присутствует.

Продемонстрировать приверженность англичан традициям можно было доверить только англичанину. Здесь продюсеры фильма (Барбара Брокколи и Майкл Уилсон) не ошиблись в выборе режиссера. Для внимательного зрителя Сэм Мендес оставил достаточно знаков, указывающих на трепетное отношение истинного британца к собственной истории.

За привычные рамки авантюрного сюжета Бонд выходит еще в самом начале фильма, когда отправляется за боевым настроем не куда-нибудь, а в лондонскую национальную галерею. Перед очередным безнадежным заданием ветеран невидимого фронта, казалось бы, не склонный к сантиментам, приходит навестить символ давно ушедшей эпохи, картину «Последний рейс корабля «Отважный» Вильяма Тернера.

Здесь, у картины его и найдет новый Q (Бен Уишоу), подготовивший для Бонда опять же классический, но весьма скромный по нынешним меркам шпионский набор. Вот так снова  получилось, что больше некому и нечем отбить террористическую атаку, обрушившуюся на центр английской секретной службы.

Одновременно в опасности оказался и  психологический микроклимат коллектива: оказывается, за годы работы в разведке М было что скрыть от подчиненных. Точнее от подчиненного, чья лояльность теперь, возможно, под сомнением, но отступать ему по традиции некуда. Кто же еще спасет М от ошибок ее темного прошлого, а вместе с ней Англию целиком?

Дэниел Крейг, благодаря которому Джеймс Бонд еще со времен «Казино Рояль» перестал быть мимими каким агентом МИ6, наконец-то оказался в обстоятельствах, в которых умение прощать себе и другим человеческие слабости значит едва ли не больше, чем способность увернуться от пулеметной очереди. Тем более что в этой серии именно к физической форме Агента 007, значительно потрепанного в процессе беспробудного самоанализа, у руководства английской разведки и возникают вопросы.

Удивительно, но в этот раз все актеры получили возможность сыграть больше, чем оставляет возможностей типаж, сложившийся за десятилетия бондианы. Даже девушки Джеймса Бонда (Северин - Беренис Марло, Ив - Наоми Харрис), кажется, перестали совсем уж ютиться в своем амплуа, начав по-настоящему испытывать сомнения и страх (поверьте, есть из-за чего).  

Что уж говорить о Джуди Денч, чья героиня М, глава МИ6, вряд ли произнесла за все 17 лет безупречной службы (Денч снимается в бондиане с 1995 года) на благо Ее Величества больше наполненных иронией и сарказмом слов, чем за одну только эту серию.

Что уж говорить о Хавьере Бардеме («Старикам тут не место», «Вики Кристина Барселона», «Бьютифул»), чей злодейский злодей, кибер-террорист Рауль Сильва неожиданно ставит Бонда перед выбором «быть или не быть», а не как обычно «стрелять или не стрелять». Да и сам по себе Рауль Сильва – злодей вполне идейный и способный дать фору по части обаяния любому положительному герою. Правда, такой радужный что ли тип обаяния в последнее время вызывает много вопросов со стороны российских парламентариев. Но в титрах к фильму стоит честное 16+, а репутация, например, Хавьера Бардема вряд ли сильно пострадает из-за подозрений, например, Виталия Милонова.

Кстати, Сэма Мендеса можно упрекнуть в пропаганде… не только английской живописи, но и литературы. В одной из ключевых сцен фильма героиня Джуди Денч читает перед уважаемым собранием стихотворение Альфреда Теннисона, одного из самых значимых для Англии поэтов. Текст об Улиссе, и так давным давно ставшем символом бесконечных сражений и странствий, звучит здесь одой, связывающей прошлое и настоящее британской культуры:

Хоть нет у нас той силы, что играла

В былые дни и небом и землею,

Собой остались мы; сердца героев

Изношенны годами и судьбой,

Но воля непреклонно нас зовет

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Текущий год оказался богат на юбилеи сотрудников спецслужб, среди которых, как известно, не бывает бывших. Джеймс Бонд отметил свое пятидесятилетие фильмом, едва ли не лучшим за всю свою экранную карьеру. 

share
print