Истории

Запрет дискриминации по возрасту: защитит ли он петербуржцев

Российское Министерство труда приготовило пакет поправок, направленных на борьбу с дискриминацией по возрасту. О том, что работодатели не желают брать на работу лиц старше 40 лет, было известно давно. Этот тренд расцвел в 1990-е годы. Теперь появилась слабая надежда на то, что дискриминация по возрасту останется в прошлом.

Минтруда на полном серьезе собирается запретить работодателям писать в объявлениях о приеме на работу, что требуется человек не старше, скажем, 35 лет. Когда людей на должности будет отбирать компьютер, такие меры, возможно, и возымеют действие. Но сейчас 50-летний соискатель, представ под светлые очи HR-менеджера или непосредственного начальника, может быть завернут без объяснения причин. Или с объяснением, но каким-нибудь другим. Дело привычное, сто раз проходили. Сейчас, пока есть такие пометки в объявлении, соискатель хотя бы времени зря тратить не будет…

Для петербуржцев возрастная дискриминация – тема очень болезненная. Так, в читательском отзыве к статье о гендерных различиях («МР» писал, что женщины зарабатывают едва ли не на 40% меньше мужчин) говорилось следующее: «Дискриминация коснулась зрелых и пожилых людей за 40, которым реально платят копейки, а девахам без азов азбуки и арифметики далеко за 30000!!!» Наверное, и правда обидно: человек, отучившийся в советской школе и претендующий на место в офисе, а не у станка, по крайней мере, пишет без ошибок. Молодые «планктонины» этим зачастую похвастать не могут.

В Северной столице защитой угнетенных работников – женщин, пожилых людей, иногородних – занимается организация «Петербургская эгида». Её представители сказали, что пробовали наказать дискриминаторов через суд, но ничего не вышло. И впредь не получится, потому что из всех правонарушений это – самое латентное.

«У работодателя есть свое якобы представление о деловых качествах идеального менеджера, - сказала Рима Шарифуллина, руководитель «Эгиды». – Как с ними судиться? Во-первых, нет потерпевших: нашим клиентам некогда ходить по судам, когда надо искать заработок, чтобы семью кормить. Во-вторых, в самом Трудовом кодексе почти нет определения слову «дискриминация», нет и структуры, которая за этим следила бы. Вот в Швеции есть трудовые омбудсмены, но Швеция вообще страна идеальная для наемного рабочего (но только не для владельца бизнеса - «МР»). У меня была клиентка с хорошим опытом работы на радио. Она узнала о вакансии – ведущая на телевидении, но там ее отвергли, прямо заявив: вам 42, а нам надо до 35. Сами понимаете, в цивилизованных странах полным-полно пожилых ведущих, и никого это не смущает. Но этот пример, скорее, иллюстрирует половую дискриминацию, потому что в итоге на то место взяли 50-летнего мужчину… С дискриминационными объявлениями мы, конечно, пробуем бороться, но на кого, спрашивается, нам подавать в суд? На работодателя? Или на редакцию газеты?»

Стоит отметить, что, раз уж с дискриминацией решили бороться по примеру Запада, то эта борьба обещает неплохой приработок для трудовых юристов. «Это обычная ситуация в Америке, когда соискатель приходит на собеседование со своим адвокатом, - говорит HR-менеджер Денис Кузин. – А с другой стороны – работодатель со своим адвокатом. А иногда, если об очень крутой должности идет речь, присутствует еще и ректурер, тоже с юристом… В Америке возрастная планка повыше, чем у нас. 45-летний работник – это просто замечательно, да и 50-летний – неплохо. У нас в 1990-е годы не брали никого старше 30, и было понятно - почему. Нынешние 40-летние – это те, кто в 90-е как раз заканчивал вузы. У них есть опыт и знания, и это востребовано, так что 45 лет – возраст отнюдь не роковой. А 30-летние – это подчас инфантильные мальчики и девочки, зачем они нужны серьезной фирме?

В США, которые не менялись так резко, как Россия в 90-е, есть чудесные управленцы самых разных возрастов, и 25-летние, и 70-летние. И в 2008 году, когда из-за кризиса многие полетели со своих мест, улетали самые разные. Возраст тут значения не имел. Кстати, слетело очень много русских специалистов, которые думали уже, что прочно осели в Штатах, раз им постоянно продлевают рабочую визу. Кому-то оставалось год-два до срока, когда можно хлопотать о гражданстве. И вдруг – визу не продлевают, пришлось возвращаться домой… Ну а в России много должностей на производстве с относительно неплохим окладом, где мало кто хочет работать. Там вилка от 18 до 65 лет. Так что не надо говорить, что людям в возрасте совсем уж не дают работать.

Сам я, если меня попросят найти программиста в молодую IT компанию, даже не буду рассматривать заявки пятидесятилетних специалистов. Уж извините. Они все равно там не сработаются. Пожалуйста, налагайте ограничения на содержание объявлений, последнее слово все равно за рекрутером или шефом организации… А вот даму-бухгалтера 45 лет я с удовольствием порекомендую».

В компании HeadHunter пояснили, что у нас противозаконно лишь отказывать в приеме на работу на «возрастном» основании, а вот указывать ограничения в объявлении – законно, что делается в 50-60% случаев. Причем работодатели очень часто не могут внятно аргументировать их необходимость, поскольку правильней все-таки руководствоваться  требованием к продолжительности профильного опыта, наличию необходимых навыков. Чаще всего работодатели указывают в вакансиях возрастные рамки кандидатов от 25 до 37 лет. Это продиктовано тем, что основной пул вакансий составляют  менеджеры по продажам, специалисты в области IT, менеджеры по рекламе, PR, маркетологи – то есть специальности, появившиеся в нашей стране не так давно. Квалифицированных специалистов в этих областях начали выпускать только во второй половине 90-х, и сегодня этим людям, как правило, не больше 40 лет.

Более высокий возрастной порог – до 45-50 лет – указывается чаще в таких профессиональных областях, как строительство и недвижимость, производство (особенно это касается инженерных специальностей), административный персонал, транспорт и логистика. Вакансии, рассчитанные на сотрудников более старшего возраста (до 60 лет), единичны. Это могут быть вакансии курьеров, агентов по недвижимости или страхованию, домашнего персонала, охранников.

Свои наблюдения по поводу возрастной дискриминации «Моему району» изложил также Игорь Карлинский, консультант по социально-правовым вопросам благотворительной организации «Ночлежка». Вот чьи клиенты постоянно ощущают на себе тяжелую плиту дискриминации, но не могут ничего поделать. Игорь Карлинский представил несколько объявлений о приеме на работу, где требования о возрасте – не везде логичные – просто бросаются в глаза.

Менеджер в продуктовом магазине. 25-35

Курьер. Женщина от 40

Сборщик мебели. От 24

Супервайзер. 25-35. Правда, в объявлении обещали молодой дружный коллектив

Главный бухгалтер. До 45

Менеджер по продажам косметики. До 30

Агент по недвижимости. До 45

Юрист. До 40

Кладовщик. До 23

Последнее объявление касалось набора на должность менеджера по персоналу. В графе «обязанности» стояло: «подбор сотрудников в соответствии с критериями: возраст и т.п.».

share
print