Истории

Ужесточение наказания за нарушения ПДД: новый законопроект от и до

Закон об ужесточении наказания за нарушения дорожных правил успешно миновал подготовительную стадию, вплотную подобрался к первому чтению, несмотря на то, что его авторов раздирают противоречия. Уже нет никаких сомнений, что ужесточению наказания – быть. Вопросы остались вокруг самого важного момента – возвращения минимальной разрешенной доли алкоголя. Кроме того, не до конца определены размеры повышенных штрафов и их сочетаемость с другими наказаниями. «Мой район» выяснял, кому в результате этих нарушений будет лучше, а кому - хуже.

Законопроект очень большой – он предусматривает поправки не только в Уголовный и Административный кодексы, но, например, в Законы об образовании (он регулирует деятельность автошкол), о страховании и тому подобные. Количество смежных министерств, которые будут участвовать в согласовании, больше десяти. Судя по объему поправок, на согласования в трех чтениях уйдет несколько месяцев. Потом людям дадут полгода или год на осознание - и закон вступит в силу. В конце 2013-го.

По просьбе «Моего района» первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков прокомментировал основные тезисы.

Допустимое количество алкоголя в водительской крови и выдыхаемом воздухе по-прежнему останется на уровне 0 промилле. «Так сказал Медведев, и партия его поддержала, - пояснил Лысаков, который был ярым сторонником возвращения в кодекс если не 0,3 то хотя бы 0,2 разрешенных промилле. – Проект обсуждался на закрытом заседании фракции «Единая Россия», и хотя я сам член этой фракции, но до сих пор не знаю, кто из коллег проголосовал за абсолютный ноль. У нас осталась надежда на 2-е и 3-е чтения, а также на помощь общественности, потому что ужесточать законы без разрешения минимальной дозы алкоголя в крови мы считаем недопустимым. Во всех развитых странах присутствует разрешенная норма – 0,3-0,8 промилле, потому что там прекрасно знают о так называемом эндогенном алкоголе. А у нас, выходит, не знают».

Новое правило – два наказания одновременно – это лишение прав и штраф. Сейчас граждан, впервые попавшихся на вождении в подпитии, приговаривают к 1,5-2 годам лишения прав. Тех, кто продолжает ездить без прав, да еще и в подпитии, лишают уже на три года – но очевидно, что и эта санкция нарушителей не испугает. Они продолжат ездить без прав, возможно, в состоянии опьянения, и максимум, что им грозит в случае поимки – тюремное заключение на несколько суток или штраф в 5 тысяч рублей. Более крупного штрафа 12-я глава кодекса (правонарушения в области общественного движения) просто не предусматривает.

Пакет поправок предусматривает лишение прав за пьяную езду уже для «перворазников» (а не «рецидивистов») сразу до трех лет. И штраф – не как альтернативу наказания, а вместе с ним. Только это, считают законодатели, подействует на потенциального виновника как холодный душ. Ибо терять в одночасье 50 тысяч рублей – такой предлагается штраф – как-то не хочется. Да еще вместе с правами, а ведь для многих машина – единственный способ заработка. Каково это – остаться без работы, когда нужно платить штраф, равный двукратному окладу – подумайте сами.

«Разумеется, закон будет одинаков для всей страны. И в Москве, и в Тыве, и на Кавказе штраф будет одинаковым», - заявил Лысаков.

Действующие ныне законы предусматривают наказание за ДТП, в котором погибли люди, совершенное пьяным водителем – до девяти лет колонии-поселения. Как известно, поселение – это такой лагерь (чаще всего – бывшая военная часть), где можно спокойно гулять по территории, брать увольнительные, а иногда и вовсе жить дома, приезжая лишь для того, чтобы отметиться, и то не каждый день. В новом законе планируется не только поднять верхнюю планку с девяти до 20 лет (переведя это преступление из разряда тяжких в особо тяжкие), но установить также и нижнюю планку. А то что это за наказание – два года (столько, например, получила иркутянка Шавенкова, «благодаря» которой погибла одна девушка и стала инвалидом другая, ее сестра).

Правда, правозащитники эту норму оценивают скептически. По мнению члена координационного совета МООА «Свобода выбора» Александра Холодова, эта жесткая мера породит лишь желание ее избежать. Например, протаранить машину ГИБДД - и сбежать. Напасть на врача, который делает анализ. И так далее.

Добавим, что девять лет назад утратила силу 265 статья УК – оставление места ДТП (она каралась двумя годами колонии). Сколько бы копий не было сломано вокруг нового закона, о возвращении 265 статьи никто и не заикается. А между тем, она помогала сурово карать нарушителей – пьяных или трезвых – которые убегали с мест аварий. И дело тут не в штрафе и не в мизерном сроке, а в том, что преступление это – умышленное, значит, отбывать наказание за него положено в обычной колонии. Так что пьяный лихач получал за сбитого, скажем, шесть лет поселения плюс год колонии за бегство – и в результате отправлялся на самую настоящую зону на 6-7 лет.

Но сейчас правозащитники говорят, что любое суровое наказание можно было бы стерпеть, если бы оно действовало для всех одинаково. Однако привилегированные лихачи, такие, как та же Шавенкова, обычно остаются на свободе на законных основаниях. И будут оставаться и впредь.

Еще одно нововведение – задержка транспортного средства в качестве обеспечения меры по исполнению административного производства. Машину эвакуируют и, пока не заплатишь штраф, машины не увидишь. Это то самое правило, которое успешно оспорил в горсуде депутат петербургского ЗакСа Александр Кобринский. Думские коллеги узнали о его победе и приняли к сведению.

А вот забирать машину с целью принудить виновника ДТП поскорее расплатиться с исками никто не будет.

Вячеслав Лысаков предложил наказывать автолюбителей за систему нарушений. К примеру, водитель может регулярно проезжать улицу на красный свет, отделываясь тысячерублевым штрафом, потому что лишения прав за эти шалости не положено. Но если аккумулировать информацию обо всех нарушениях и выяснить, к примеру, что за год он уже второй раз проезжает светофор на запрещающий сигнал или превышает скорость, или выезжает на перекресток, после которого затор, - то повторный штраф можно увеличить до 5 тысяч. И главное: когда нарушений за год соберется около десятка – все-таки лишить лихача прав, пока он не натворил больших бед. Это отчасти возвращает нас к идее штрафных баллов.

Новый закон отменяет рукописные доверенности. Граждане многократно жаловались, что честным людям они, в общем, не нужны, а вот угонщикам, которые пишут сей документ от имени хозяина, с ними легко и просто. Отменить доверенности оказалось сложнее, чем 0,3 промилле, просто потому, что данный документ не имел толкового описания ни в одном из кодексов. «К примеру, мы не можем запретить агрессивную езду, поскольку в кодексе не написано, что она из себя представляет, - говорит Лысаков. - Про доверенность было написано, что водитель обязан возить в машине документ, подтверждающий его право на управление ТС в отсутствии владельца. Теперь с него эту обязанность сняли, но из-за этого прав у него не прибавилось, а убавилось. Те, кто всерьез доверяют машину другому человеку, обычно имеют нотариальную доверенность, а еще они вписаны в страховку».

В поправках не обойдены вниманием велосипедисты и скутеристы, но не все, а только пьяные, так как они тоже могут стать виновниками ДТП. Штраф для таких участников движения – от 3 до 5 тысяч. За подростков будут платить родители.

share
print