Истории

ЗакС возвращается в XVI век: в нем будут искать умалишенных

Депутат Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Нотяг опубликовал на своем сайте проект закона «О психиатрической экспертизе депутатов». Документ направлен для юридического заключения губернатору Георгию Полтавченко и может быть рассмотрен на пленарном заседании осенью 2012 года. Член «яблочной» фракции давно следит за коллегами-депутатами и подозревает, что экстравагантные инициативы последнего времени – в особенности одного из них – связаны с обострением затянувшейся болезни.

Автор инициативы Вячеслав Нотяг получил справку психиатра о полном соответствии званию парламентария и ожидает, что весь состав Законодательного собрания последует его примеру.

В пояснительной записке депутат сообщает, что законопроект разработан на основе «телефонных звонков и заявлений избирателей, которые обращают внимание на неадекватные действия депутатов». И приводит пример такого поведения: «Отвечая на вопрос своего коллеги, депутат (имя, к сожалению, не сообщается – «МР») говорит о чем-то своем, не имеющем отношения к данному вопросу, но сущностно важным для него в данный момент. Немотивированные всплески агрессивности, неспособность сосредоточиться, наличие навязчивых идей – все это может свидетельствовать о психическом расстройстве, которое не позволяет продуктивно работать в Законодательном собрании».

Для повышения авторитета петербургского парламента Вячеслав Нотяг предлагает обязать депутатов ежегодно проходить медицинское обследование (диспансеризацию). Как должна выглядеть диспансеризация, кто ее должен осуществлять – депутат отдает на откуп «уполномоченному федеральному органу исполнительной власти». Нотяг лишь коротко обрисовывает спектр болезней, которые становятся причиной бешенства в стенах Собрания: «Депутат ставится на  учет в наркологический или психоневрологический диспансер в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, а также в случае наличия иных заболеваний».

«Инициатива Вячеслава Нотяга – это нормальная реакция на инициативы известного депутата, из-за которых Законодательное собрание Петербурга прославилось на всю страну и даже на весь мир, – считает политолог Александр Конфисахор. – Нотяг доводит ситуацию до полного абсурда, показывая, что Собрание занимается не тем, чем должно. Оно не занимается обеспечением функционирования города, жизнедеятельности горожан и всем, что с этим связано. А занимается совершеннейшей ерундой, которая никому не нужна. Многим депутатам и тем, кто занимает государственную должность пора, в том числе принудительно, к психиатру. Инициативу можно приветствовать».

«Думаю, если пройдет настоящая психиатрическая экспертиза, часть депутатов мы потеряем. Но это будет потеря со слезами радости на глазах, – продолжает политолог. – Этим людям надо категорически запретить занимать государственные должности – слишком велика цена их инициатив. И слишком сильно они отражаются на нашей жизни. Обострения – это не всегда предсказуемая вещь. В том, что пятый созыв Законодательного собрания отличается экстравагантностью, виноват личностный фактор».

Сексолог и психотерапевт Лев Щеглов также поддерживает инициативу Вячеслава Нотяга: «Вряд ли в Законодательном собрании обнаружатся настоящие душевнобольные, которые нуждаются в госпитализации, наблюдении в психоневрологическом диспансере и так далее. Но людей с психологическими проблемами… С тем, что у нас называют пограничными состояниями личности, когда пациент как бы здоров, но в то же время психически болен со всеми исходящими последствиями – таких, я думаю, на всех уровнях власти становится больше и больше. По сути инициатива совершенно справедливая и логичная. Но по форме, к сожалению, ничего подобного сделать не получится».

Врач отмечает, что ограничение права быть избранными – это не дискриминация. «С советских времен душевнобольные прекрасно клеят коробочки и выполняют массу задач в специальных условиях. Душевнобольной – это человек, который ограничен в своих интеллектуально-когнитивных, эмоциональных проявлениях. Так же человек без ног не может быть велосипедистом, быстро бегать. У душевнобольных куча возможностей соответствующих уровню их расстройства. Но сегодня мы видим псевдорелигиозных депутатов, которые выносят, мягко говоря, странные инициативы. Это люди с пограничными расстройствами личности. В нормальные времена их деятельность не очень востребована обществом. Времена смуты ждут таких людей в качестве псевдовожаков ада. О чем пел Высоцкий: «Настоящих буйных мало, вот и мало вожаков».
 
Законодательное собрание Петербурга осуществляет свою деятельность на уровне британского парламента XVI века. С подачи королевы Елизаветы I там ввели ограничения на право быть избранными для «идиотов» и «лунатиков» (в английском понимании – безумцев). Под идиотами в законе понимались те, кто не способен делать выводы. Безумцам же запрещалось принимать участие в заседаниях, когда они находились «в фазе помутненного сознания». В 1983 году британский парламент подтвердил эту норму. Член парламента, угодивший в сумасшедший дом на полгода, автоматически лишался мандата.

Однако в 2008 году ограничение на парламентскую работу для сумасшедших было признано дискриминационным. Четверть британских парламентариев в анонимном опросе признались, что страдают психологическими заболеваниями разной степени тяжести. В сентябре 2012 норма была окончательно отменена. Психически нездоровые люди в Британии могут становиться депутатами, присяжными и топ-менеджерами. Россия либо уже опередила Британию в развитии парламентаризма, либо отстает от нее на 400 лет.
 

share
print