Истории

Петербургская болезнь: долгострои

Сдача в срок строительного объекта общегородского назначения давно стала локальной сенсацией. Потому что случаются эти эпохальные события гораздо реже, чем сдача с затяжкой. «Мой район» решил выяснить, с какими объектами возникают самые длинные проволочки и почему это происходит.

В редакцию «Моего района» позвонила жительница Купчино и с грустью поведала, что расположенная рядом стройка замерла, а утром с нее уехали даже башенные краны. Строят там – на углу Олеко Дундича и Загребского бульвара – новые корпуса инфекционной больницы Боткина. «Там воздвигаются два дома – один с социальными квартирами для одиноких людей, другой – больница Боткина. Первый бросили, когда он уже подводился под крышу, второй – на нулевом цикле. В фундаменте вода. Зимой, если не законсервируют, все начнет портиться. А ведь Валентина Матвиенко обещала, что строительство больницы в 2012 году уже завершится. Кран с Загребского убрали едва ли не в тот же день, когда Комитет по строительству объявил, что купчинские корпуса всенепременно сдадут в 2013 году. Правобережное отделение больницы – на Пискаревском проспекте – тоже сдадут через год. Остается радоваться, что новый владелец больничных территорий в районе площади Александра Невского еще не определен, а то пришлось бы объясняться и с ним тоже.

В этом же 2012 году с конвейера предприятия «Яровит Моторс» не сошел долгожданный автомобиль «Ё», ожидаемый с 2010 года, представленный на автосалоне, причем на него-то, в отличие от больничных территорий, существовала реальная запись. Завод заработает не раньше 2015 года. Кстати, еще один питерский автогигант обещал в 2012 году наладить сборку в Петербурге грузовиков MAN – излишне говорить, что ни один из них еще не собран, хотя выпуск первого автомобиля был когда-то запланирован на первую половину 2012 года.

Набережная Макарова, которую должны были закрыть для движения сначала 15, а потом 22 сентября, до сих пор доступна для движения. Эти постоянные переносы закрытия вгоняют население почти в тот же трепет, что и переносы открытия. Больше всего нервничают разработчики автонавигаторного софта. Как выяснилось, набережную не закрывают, пока не закончены работы на площади Труда, из-за которых постоянно возникают пробки на Благовещенском мосту. Этот мост соединяет Васильевский с южной частью города, а набережная Макарова и Тучков – с северной, но на маленьком островке все взаимосвязано, поэтому лишний коллапс ему не нужен. Известно, что площадь Труда обещали починить к 1 октября, возможно, Макарова закроют тогда же. Но теперь чиновники стали осторожней и точные даты не называют.

Закрытие на ремонт станции метро «Петроградская» отложили в марте до декабря 2012 года. Почему ремонт перенесен – никто не объясняет. Стоит отметить, что метрополитен – едва ли не единственная организация, старающаяся ремонтироваться точно в указанный срок. Очевидно, сроки на ремонт берутся с большим запасом. А вот со строительством так скоро не выходит. Хуже всего, когда станцию сдают вроде бы в срок, а потом приходится ее закрывать, потому что ломаются эскалаторы.

В июле 2012 власти заявили о переносе открытия Военно-морского музея. Реконструкция Крюковских казарм под музей ради освобождения Биржи началась в 2010, переезд закончился в начале 2012-го. Сейчас компания «Интарсия», которая занималась реконструкцией здания, устраняет кое-какие недоделки, но ее сотрудники уверяют, что работе выставки это ничуть не мешает. Судя по всему, музей не открывается потому, что директора никто особо не торопит. Его откроют весной, когда в город приедут туристы.

Рекордсмен по переносу окончания сроков строительства – стадион «Зенита» на Крестовском. Тут мы рассматриваем только новейшую историю Петербурга и просим читателей не напоминать нам об Исаакиевском соборе. Так вот, в марте 2007 года Валентина Матвиенко заявляла, что первый матч на новой арене «Зенит» сыграет в 2009-м, а в сентябре того же года ее обнадежили, что стадион сдадут уже через год. Потом проект потребовал поправок, расширения сметы. В июле 2009-го, после смены подрядчика, было объявлено, что стадион будет пригоден для игр сезона 2010-11 года. В конце 2011 у заказчика появились новые требования, у строителей – новая дата (2013 год), у потенциальных аудиторов – новые подозрения из-за чрезмерно раздувшейся сметы. Нынешняя дата окончания – конец 2014-го.

Главный редактор портала «Карповка.нет» Дмитрий Ратников пояснил, что затяжная сдача новых построек есть добрая российская традиция, но в Петербурге она может быть связана со специфическим статусом большинства расположенных в центре домов. «Продается участок с домом, идущим под снос, - говорит он. – но дом или памятник архитектуры, или имеет историческое значение. Сносить его нельзя, но покупателя Фонд имущества об этом не оповестил. Естественно, пока тот готовится к сносу, подключаются градозащитники, и выясняется, что документация Фонда слегка противоречит истине. Думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать ситуацию, схожую с той, что произошла с домом Рогова, по адресам: Ждановская, 10, Мира, 34 и Дмитровский переулок, 12. Впрочем, в такой ситуации страдает обычно бизнес, а не весь Петербург кряду, ибо о строительстве социально значимых объектов тут речи не идет.

Другая причина – новые условия заказчика, и тут самый эпический пример – стадион на Крестовском. Когда заказчик, будь то городская администрация или госкорпорация, выдвигает новый набор требований, которые в итоге оказываются приемлемы только для одного исполнителя, это наводит на подозрения. В том числе – других участников конкурса. Те начинают оспаривать результаты, начало работ откладывается, итог понятен. Почему мы до сих пор не можем проехать по Обводному каналу? Потому что конкурс на строительство в начале 2000-х выиграла малоизвестная компания «Флора». Мы и сейчас не знаем, кто виноват в том, что компания не смогла перечислять деньги субподрядчику: менеджмент самой «Флоры» или все-таки заказчики строительства, то есть городские власти. Да, «Флора» показала, что она в любом случае – компания несерьезная, чтобы поручать ей такой важный проект, потому что серьезная организация нашла бы, чем расплатиться со строителями, даже если бы ей самой деньги перечислили с опозданием. А понесет ли ответственность чиновник, который сделал такой странный выбор? Предсказать не берусь».

Экономист Дмитрий Травин отметил, что большая часть нынешних петербургских долгостроев проектировалась в жирные докризисные годы, так что приостановка строительства тут вполне естественный процесс. Хотя, конечно, в городе есть несколько проектов, которые затевались ради откровенного жульничества. Сценарий прост: из бюджета вытрясаются средства на строительство социально значимого проекта, например, высокоскоростной магистрали и вокзала для нее, затем проект зависает, последствия всем известны. Сейчас такие же подозрения роятся вокруг «Морского фасада». Следует, конечно, учесть и смену власти: много амбициозных проектов были затеяны Валентиной Матвиенко, а после назначения нового губернатора их задвинули в тень. Так что эпидемия долгостроев никуда не денется.

share
print