Истории

Современный зритель вызывает у меня печальные мысли и сострадание

Зритель забыл о великом искусстве прошлого, кинотеатры превратились в «киношку» и место встреч для подростков. Автор кинематографических антиутопий, режиссер и сценарист Константин Лопушанский ставит диагноз российскому и иностранному кино.

– Сейчас проходит кинофестиваль в Венеции. Фильм-фаворит «Мастер» Тома Андерсона повествует об отношениях человека с Богом. Можно ли сказать, что какие-то темы в кино стали ведущими? Как происходит этот выбор?

– Взаимоотношение человека с Богом – это вечная тема. К ней обращалась все великие художники. В какой-то период художники обращаются к одной вечной теме, потом переезжают на другую. Но не всегда фильмы такого рода попадают на фестивали. Вероятно, новый директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера решил сосредоточиться на духовной проблематике. Не знаю, насколько глубоко ее трактует фильм «Мастер». Духовность швами пронизывает русскую культуру, достаточно вспомнить Андрея Арсеньевича Тарковского. В европейском кинематографе об этом глубоко говорил Ингмар Бергман. Все лучшие произведения европейского искусства, в том числе кино, затрагивали тему взаимоотношения человека с Богом. Человек, который мыслит о вере, судьбе, человечестве, обязан ее касаться.

– Самые кассовые фильмы в 2012 году – ремейки. В России скоро переснимут советскую комедийную классику. Это ужасно? С этим нужно что-то делать?

– Диагноз простой: культура на протяжении многих веков делится на два типа. Первый – штучные произведения искусства, которые вносят вклад в мировую культуру. Это сложный путь, он требует гениальных усилий, гениальных художников. Второй наладился в XX веке – индустриальное произведение суррогатов искусства. Они маскируются под искусство, но производятся на конвейере. Выходит огромное количество культурной макулатуры – фильмов, книг, лучше или хуже упакованных. Для этого художнику не нужно надрываться и страдать, класть жизнь на плаху своего вдохновения. Нет! Это зарабатывание денег. В первом случае человек пользуется божьим даром – вдохновением. Во втором приходит художник индустриального типа, у которого нет тем, кроме заработка. Отсюда возникает тема: «Давайте сделаем ремейк».

– Вас не возмущает зритель, который потребляет это из года в год?

– Зритель вызывает у меня печальные мысли и сострадание. Зритель воспитывается тем, что ему дают. Кинотеатры в России куплены американским прокатом – это факт. Кинотеатры на год вперед заключают контракты, речь идет об очень больших деньгах. Российскому, как и всякому другому неамериканскому кино, туда трудно пробиться. Также телевидение не стремится демонстрировать серьезные произведения искусства: нужно платить за права, должно пройти достаточно времени, чтобы это было дешево и так далее. Хорошее кино нужно искать. Разве обычный зритель будет этим заниматься? Новое поколение, которое не видело других фильмов, которое не знает о великом искусстве прошлого, считает, что искусство это так - «киношка». В начале XX века это так и называлось – люди пошли в «киношку».

– Почему власть предержащие не лоббируют хорошее кино не ТВ? Оно их не волнует?

– Это в первую очередь финансовый вопрос. Но, возможно, имеет место такая идеология: раз зритель любит такое кино, смотрит его в кинотеатрах, не надо нагружать зрителя серьезным искусством. Идеология рейтинга, как они это называют. Вообще рейтинг – это большое заблуждение. Руководители каналов очень низкого мнения о своем народе. А народ разный. Студенты приходят в Университет кино и телевидения, где я преподаю, и это замечательная молодежь, которая довольно образована. Они через интернет достают фильмы, многое знают, хотят заниматься серьезным искусством.

– Раньше кинотеатры выполняли функцию социализации, люди приходили, знакомились, рождали новые смыслы. С появлением торрентов и DVD эта функция оказалась утерянной?

– Не хочу спорить с веком. Правда, на наших глаза рождается новая форма функционирования искусства. Человеку, который купил книгу, не обязательно брать с собой десять человек, чтобы читать ее вслух. И фильм человек может посмотреть на хорошем экране дома. А кинотеатрам нужно предлагать новые репертуарные вещи, чтобы стать интересными для зрителей. Но не как место для развлечения и встреч подростковой молодежи. Ведь не все население нашей страны состоит из подростков.

– Можно говорить, что новая волна российского кино не состоялась?

– Она не состоялась сейчас. Или состоялась частично. Это тяжелый и неровный процесс. Появляются новые имена, с другой стороны, происходит перекос в сторону «чернухи». Рано говорить о кризисе. Еще не проявили себя те, кто в будущем станут символами это «новой русской волны».

***

Константин Лопушанский – российский кинорежиссёр и сценарист, работающий в жанрах притча и антиутопия. Приверженец авторского кино. Снял несколько фильмов по произведениям братьев Стругацких. В 1991—1996 гг. возглавлял Христианскую киноассоциацию Санкт-Петербурга. Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств России (1997). В 2007 году выбран председателем жюри XVII МКФ «Послание к Человеку». В феврале 2012 года приступил к съёмкам фильма «Роль» по собственному сценарию. Действие фильма происходит в годы Гражданской войны.
 

share
print