Истории

Все больше петербуржцев приобретают зависимость от торговых центров

В Петербурге становится всё больше людей, которые любят проводить свободное время в торговых центрах: не только покупать – но и просто гулять, общаться, пить кофе и читать газеты. Тусить, одним словом. «Мой район» поговорил с «ТЦ-зависимыми» о том, что им дает подобное времяпрепровождение; и с экспертами – о том, разрушает ли такой досуг личность человека.

В Петербурге сегодня, 6 сентября, после 7-летней реконструкции открывается Дом ленинградской торговли (легендарный ДЛТ на Большой Конюшенной). 6 этажей увлекательного шоппинга: от «ювелирки» и косметики до брендовой одежды. Не надо быть супер-маркетологом, чтобы сделать прогноз: универмаг, расположенный в самом центре города, будет пользоваться успехом. Многие придут в ДЛТ даже не ради потребления, а просто чтобы гулять, глазеть, общаться. Создавать самим себе приятный досуг.

ТЦ как масскульт

Есть такой забавный канадский мульт-сериал – называется «6Teen» («Шестнадцатилетние»), про шестерых подростков, которые постоянно болтаются в шоппинг-молле: подрабатывают, попадают в приключения, влюбляются, расстаются – в общем, буквально живут в большом торгово-развлекательном центре.

В Петербурге торговые центры полюбили не только тинейджеры, но и люди так называемого «среднего возраста». Всего в нашем городе более сотни ТЦ; наиболее популярные – «Галерея», обе «МЕГИ», «Икея», «Stockmann», «Пик» и другие – по выходным едва ли не трещат от толп.

«Действительно, за последние годы людей, которые проводят досуг в торговых центрах, стало больше – потому что самих ТЦ стало больше, - говорит доцент кафедры социологии Высшей школы экономики в Петербурге Анна Желнина. – Однако растет количество не только тех людей, которые любят торговые центры, но и тех, кто, наоборот, их отвергает как элемент массовой культуры, который отрицательно сказывается на личностном развитии.

ТЦ как культурное явление занимают серьезное место в досуге петербуржцев. Зачем люди идут в торговые центры? От них много позитивных эффектов. Например, пространство ТЦ, как правило, довольно разнообразно: мамы, папы, дети – всем находится место и занятие. Кроме того, торговые центры относительно безопасны по сравнению с большим шумным городом с его толпами и криминалом. Торговый центр становится альтернативой: более безопасным, контролируемым пространством внутри города.

Что касается негативных моментов: ТЦ – место более безопасное, но в то же время более однообразное. Досуг в торговом центре связан преимущественно с потреблением. Развития личности в других аспектах крайне мало. Впрочем, сейчас в некоторых ТЦ стали реализовывать различные программы (связанные с детским творчеством, фестивали), так что всё не так плохо».

Увлечение торговыми центрами, по мнению социолога, не пошло во вред более полезным (для ума и тела) разновидностям досуга петербуржцев: напротив, люди стали больше читать – по крайней мере, в общественных местах; повседневный спорт (велосипедирование, бег) пользуется все большей популярностью.

«ТЦ – это свобода»

Несмотря на то, что еженедельно тысячи людей проводят десятки часов, «зависая» в торговых центрах – корреспонденту «МР» с большим трудом удалось найти тех, кто согласился бы откровенно рассказать о своей «зависимости».

Илья, бармен, 41 год. Говорит, что примерно раз в 2 недели выделяет себе целый день – и проводит его в крупном торговом комплексе. «Эволюция», рассказывает Илья, происходила постепенно: сначала мужчина стал чаще бывать в «Гостином Дворе» и «Пассаже», потом переключился с центра на окраины: 3-4 года назад начал регулярно навещать «МЕГУ».

«Для меня маленькие магазины представляют большую проблему – в том смысле, что там зачастую продавцов больше, чем покупателей. И чувствуешь давление: если ты уже зашел – значит, обязан что-то купить. В больших центрах ты растворяешься в большой массе людей и как бы наблюдаешь со стороны. Ты можешь свободно оценить ситуацию», - рассказывает Илья.

Настя, 26 лет, дизайнер. В среднем, проводит по 5 часов в месяц в торговых центрах: «Но если бы было время, я бы каждые выходные ходила по 2-3 часа». По словам девушки, в торговых центрах она занимается «шоппингом, прогулками и глазением на витрины» - а позже обязательно анализирует увиденное с профессиональной точки зрения. 

«Стараюсь ходить в «любимые» ТЦ, они дают ощущение покоя и выходного дня, в некотором роде даже уюта. Иногда во время депрессии прошу мужа свозить меня в большой торговый комплекс - просто погулять и успокоиться, прийти в душевное равновесие», - рассказывает Настя.

Анна, мать семейства. Проводит в торговых центрах по 4-5 часов 2 раза в месяц – строго по выходным дням. Говорит, что в ТЦ ее привлекает общение: обычно Анна приходит туда с компанией друзей. Также посещает развлекательные мероприятия с детьми. Шоппингу (который можно совершить и в интернете) женщина предпочитает посиделки в кофейнях.

«Чем привлекают торговые центры? Очень удобно, что всё находится в одном месте: сразу и кино, и рестораны, и все остальные услуги», - говорит петербурженка.  

ТЦ-зависимость по Фрейду

Дмитрий Исаев, психиатр, психотерапевт, заведующий кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии СПбГПМА: «Любое эмоциональное напряжение требует разрядки. И подобная разрядка осуществляется на примитивном уровне. Еще Зигмунд Фрейд сказал про 2 принципиальных уровня. Один – оральный: мы стараемся «заесть» отрицательные эмоции. Поэтому многие, пребывая в невротическом состоянии, испытывая стресс, наедаются, и им становится легче.

Другой уровень – анальный. В переводе на понятный язык – стремление к накопительству. Пока одни стараются наесться – другие предпочитают что-нибудь купить. Пусть даже бесполезную вещь. Хорошо известен такой способ борьбы со стрессом, как шоппинг.

Однако, с другой стороны, и заедание, и шоппинг – это не решение проблемы, а только отвлечение от неё. Посещение торговых центров – как некий маятник, который позволяет человеку «качнуться» в противоположную от неприятностей сторону. Но затем к проблемам все равно приходится возвращаться. Я что-то купил – а проблема не исчезла. Это суррогатный, невротический способ решения проблемы».

share
print