Истории

«Лахта-центр»: за чей счет строится и откуда будет видно?

«Лахта-центр», проект 400-метрового небоскреба в Приморском районе, может быть поводом для выделения бюджетных субвенций «Газпрому». Монополист испытывает финансовые трудности, и даже до сих пор не расплатился с проектировщиками «Охта-центра», поэтому о строительстве говорить преждевременно, считают градозащитники. Тем не менее, согласование на строительство небоскреба получено. Если новая доминанта будет возведена, она навредит небесной линии Петербурга не меньше, чем гипотетический «Охта-центр», - уверяют некоторые градозащитники.

Общественные слушания по проекту планировки и межевания «Лахта-центра» состоятся в администрации Приморского района в пятницу, 31 августа. За техническими регламентами и схемами скрывается основной вопрос, разделивший инвестора и градозащитников – будет ли здание вторгаться в небесную линию Петербурга? Позиция администрации города понятна: строительство согласовано без лишних проволочек. Но какую ценность представляет проект для самого «Газпрома»? В имиджевом плане после истории с «Охта-центром» газовый монополист скорее проиграл, чем выиграл. Экономическая сторона также вызывает вопросы.

«Лахта-центр» за бюджетные деньги?

«Главная задача проекта «Лахта-центр» – получить бюджетное финансирование, – считает активистка градозащитного движения Ольга Андронова. – Еще «Охта-центру» предъявили претензии 22-24 (по разным данным в СМИ) коммерческие организации. Речь идет о российских проектировщиках. Нам внушали, что проект «газоскреба» разрабатывает английская фирма RMJM. Она, во-первых, не английская, а ирландская, с офисом в Лондоне. Во-вторых, главный архитектор RMJM Чарльз Фу на собрании в русском доме в Лондоне летом 2010 года проговорился о меморандумах, которые Владимир Путин ему присылал. Смысл меморандумов сводился к следующему: наплевать на суды, и так построим! Потом выяснилось, что проектировщики российские. И с ними не расплатились».

«Помимо этого, «Охта-центр» должен бюджету Петербурга 1,4 млрд рублей. Это часть бюджетных субвенций на строительство. Я как налогоплательщик хотела бы вернуть их обратно, – добавляет Ольга Андронова. – При таких долгах проекту позарез нужно дополнительное финансирование. Предпринимается попытка в очередной раз напрячь наш бюджет, который и так тощ до неприличия».

  • вид с причала.JPG

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • 9181_003_02a Portrait.JPG

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • вид на парк 300летия.JPG

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • вид с парка.JPG

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • 06б_472.jpg

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • 02б_472.jpg

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • 04%D0%B3_472.jpg

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • 05б_472.jpg

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"

  • 05г_472.jpg

    ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"



«Лахта-центр» «Газпром» собирается строить за свои деньги. Развод с бюджетом произведен еще на этапе «Охта-центра». Но вопрос участия города в инженерной и транспортной инфраструктуре имеет место, считает директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. «Чтобы выяснить, существует ли возможность строительства «Лахта-центра» за бюджетные деньги, нужно задать им прямой вопрос о планируемом объеме инвестиций под строительство. Недавно был принят закон, согласно которому для инвесторов, которые  вложили в город не менее 15 млрд рублей в течение 5 лет, появляются налоговые льготы. Возможно, «Лахта-центр» превышает эту планку. На сегодняшний день это единственный легальный способ сэкономить на строительстве. Возможно, со временем еще что-нибудь найдут», – отметил эксперт.

Напомним, только в 2012 году «Газпром» инвестировал 2,5 млрд рублей на газификацию Петербурга и еще 2,5 млрд на строительство и реконструкцию объектов теплоснабжения в Петродворцовом, Центральном и Адмиралтейском районах. Если тенденция сохранится, нужную планку для налоговой льготы «Газпром» возьмет за 3 года, а не за 5.

«Лахта-центр» и небесная линия

Претензии градозащитников к проекту не изменились с тех пор, как был побежден его предшественник – «Охта-центр». Башню отодвинули от центра города и увеличили ее высоту. «Охта» высотой 396 м примыкала бы к центру на Охтинском мысу и врезалась в панораму Дворцовой площади, Петропавловской крепости и Смольного собора. «Лахта» высотой 463 м расположится на расстоянии 9,5 км от центра и по-прежнему будет угрожать открыточным видам Петербурга. Градозащитники считают, что проект нарушает основные градостроительные законы Петербурга: «О Правилах землепользования и застройки», «О Генеральном плане», «О границах зон охраны объектов культурного наследия». Проверить соблюдение последнего закона можно по тому, видно ли здание с колоннады Исаакиевского собора. Судя по снимкам с официального сайта «Лахта-центра», чтобы увидеть небоскреб, не обязательно будет забираться на верхотуру.

Александр Карпов: «Я бы не сказал, что «Лахта-центр» нарушает Генеральный план Петербурга. Он с ним не состыкуется. В этом месте не предполагается строительство высокой плотности. С другой стороны, – это деловая зона, где высокая плотность как раз разрешена. Поэтому в расчетной части (не в графической) реализация этого проекта не согласуется с Генеральным планом, что не является прямым нарушением».

«Второй момент – зонирование. Конечно, проект нарушает существующую высотность. Примененный способ преодоления высотного регламента – удаление объекта от центра при повышении высотности – это использование лазейки в законе, фальсификация духа закона. Объект будет вторгаться в охраняемый силуэт Петропавловской крепости и стрелки Васильевского острова. А также в панораму города со стороны залива. Спорный момент: насколько эта панорама защищена законом?»

«Даже если строительство будет, высотность не должна обсуждаться, – говорит депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. – Это закон, который нарушать нельзя. Если мы увидим проект, приемлемый для сохранения исторической ценности и панорамы Петербурга, какова будет экономическая составляющая? Какие от города потребуются субвенции? Что городу придется вложить в коммунальную инфраструктуру? Что будет с транспортными потоками? Все стройки века должны быть просчитаны».

Таким образом, смысл и вероятность появления «Лахта-центра» – вопрос, не решенный до конца. Городу придется обеспечить дополнительную инфраструктуру, а «Газпрому» - раскошелиться в не самой благоприятной для себя экономической ситуации. Возможно, неспособность города обеспечить свои обязательства привлечет городу финансирование из федерального центра, и новая доминанта, дороги и коммуникации в Приморском районе не скажутся на благосостоянии горожан. Только на небесной линии Петербурга.

Как «Лахта-центр» будет видно из центра: пример




Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов: «Защитники небоскреба в Приморском районе утверждают: в Петербурге постоянная непогода и дымка, поэтому небоскреб сольется с небом. Мы считаем, что особенности петербургского устройства, в том числе архитектуры и климата, таковы, что «Лахта-центр» будет видно практически отовсюду. Представляем физическое доказательство. Мы находимся в створе Воскресенского проспекта, который дальше переходит в Новоизмайловский. За памятником Николаю I вы видите серый кирпич, который составляет 2/3 от объема зданий на ближнем плане. Это самое высокое здание в Петербурге – башня «Лидер-групп». Она находится в 9,5 км от центра, на площади Конституции в Московском районе. Стеклянное здание, и его видно. Нарушены перспектива проспекта и архитектурный замысел, по которому центр Петербурга состоит из прострелов. Высота башни «Лидер-групп» 140 м. Высота «Лахта-центра» 463 м. Умножьте то, что вы сейчас видите, на 3,5. Получается значительное вторжение в классический, открыточный вид».

Пресс-служба «Лахта-центра» ответила на вопросы «Моего района»

Как при строительстве будет решаться вопрос с дорогами, коммуникациями и транспортом? Что, если город при дефецитном бюджете не сможет обеспечить нужный объем сопроводительных работ?

Инвертором строительства целиком и полностью является компания «Газпром нефть». Обязательства города, как в случае реализации любого крупного инвестиционного проекта, касаются в первую очередь вопросов транспортной и инженерной инфраструктуры. Соответствующие технические условия были согласованы в текущем году. В настоящее время за счет средств заказчика ведется проектирование и будет осуществлено подключение к источникам электрической, тепловой энергии, а также системам водоснабжения и водоотведения.

Электричество. Надо отметить, что прокладка новых сетей, которая ведется за счет инвестора,  позволит решить не только вопрос подключения «Лахта центра», но будет также учитывать потребности объектов и жилых строений на территории расположенных рядом поселков Лахта и Ольгино.  За счет инвестора проекта строятся электрическая подстанция, канализационный коллектор и очистные сооружения, перекладывается водопровод на улице Савушкина и Приморском шоссе.  Все эти объекты лишь  частично  будут использоваться «Лахта центром» и обеспечат жителей новых домов Приморского района  и жителей  поселка Лахта-Ольгино соответствующей инфраструктурой.

Транспорт. Проектирование и строительство улично-дорожной сети на территории «Лахта центра» будет осуществляться за счет инвестора. Город «подключает» комплекс к городским магистралям, строительство которых было запланировано с учетом активного развития территорий на Севере города намного раньше, чем было  принято решение о  переносе проекта в Приморский район. Строительство  дорожной инфраструктуру активно ведется: уже  сданы несколько  объектов. Нельзя не учитывать и тот факт, что появление на окраине крупного  делового центра само по себе способствует решению острых для города транспортных проблем. «Лахта центр» «развернет» около  2000 автомобилей в противовес основным потокам: машины будут двигаться навстречу пробкам. Утром из центра в Приморский район, а вечером на оборот. Кроме того, для жителей густонаселенного Приморского района будут созданы тысячи новых рабочих мест и комфортная инфраструктура для досуга, что избавит их от необходимости ежедневно выезжать из района в центр города.  

 

share
print