Истории

«Чистое телевидение не опускается до уровня НТВ и программы «Пусть говорят»

Не успели телезрители смириться с последствиями закона «О защите детей», который может поставить под запрет мультики про крокодила Гену и «Ну, погоди!», как цепочка маразма дополнилась еще одной новостью. Отличился канал «Культура»: запретил к показу фильм «Антология «Тату» о самой популярной группе России начала нулевых годов. Фильм уже демонстрировался по одному из федеральных каналов после съемок (2004 год) и, как отмечает режиссер-документалист Виталий Манский, помог подросткам в формировании мировоззрения. «Мой район» поговорил с Манским о смысле картины и современных «молениях с расшибанием лба».

– Как Вы считаете, дети действительно могли пострадать от просмотра фильма «Антология «Тату»?

– Очевидно, нет. Картина четко формулирует авторскую позицию, которая направлена на становление ребенка, становление его миропонимания. В 2004 году картину показали на одном из федеральных каналов. Она вызывала интерес именно у молодежной аудитории. И сегодня я получаю благодарности от тех, кому в момент просмотра было 13-14 лет. Сейчас это взрослые люди, они могут трезво оценить воздействие, которое картина оказала на них в юном возрасте. Там нет намеков на пресловутую детскую порнографию, если не считать таковой брендовый поцелуй группы «Тату». Тогда возникает вопрос, как вообще можно обсуждать эксплуатацию шоу-бизнесом каких-то запретов?

– Вы бы порекомендовали смотреть этот фильм вместе с родителями?

– Я не настаиваю на единой форме просмотра фильмов, которые носят воспитательный характер. Существуют разные формы отношений подростков с родителями. Они могут быть доверительные, и тогда правильно посмотреть всей семьей и обсудить. Но часто между детьми и родителями нет понимания. Когда дети замыкаются в своих страхах, комплексах, неуверенности. И тогда нужно, чтобы они смотрели картину самостоятельно. Это позволит сделать шаг к тому, чтобы вырваться из подростковой тюрьмы на простор широкого понимания жизни, соблазнов и расплаты за соблазны.

  • _Lena_Katin )(2).jpg

    Выход

  • Lena_Katina.jpg

    Выход

  • TASS_723095.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_778684.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_1443566.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_3475708.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС.



– Разве дети обо всем узнают из телевизора? Есть же школа, улица, собственная семья, в конце концов…

– Я бы не стал прятаться за риторику, что дети все равно узнают о плохих вещах, давайте их показывать. Я выступаю за запрет какой-либо сексуальной эксплуатации ребенка. Я даже не против закона «О защите детей», который вступит в силу с 1 сентября 2012 года. Но я против его огульного использования. Против того, чтобы под него подводили фильм «Клип», победитель международного кинофестиваля в Роттердаме. Он ничего общего с детской порнографией не имеет. «Клип» в первую очередь адресован родителям. Благодаря этой картине они получают ключ в закрытый мир их детей, которые являются домой после своих похождений, пьют чай и ложатся спать. Родители думают, что все прекрасно. А на самом деле ребенок переживает сложный период становления и соприкосновения со всеми жизненными невзгодами. И родители не только безучастны - они просто не информированы об этом. Ребенок остается один на один с проблемами. Картины, которые ведут честный разговор, очень важны, но именно они вымываются из общественного обихода во имя закона о защите детей. По сути дела, закон о защите ребенка наносит вред ребенку!

– Параллельно хотят запретить демонстрацию мультфильмов про крокодила Гену и «Ну, погоди!». Можно ли сделать телевидение стерильно чистым, и к чему это приведет?

– Стерильное телевидение – это не телевидение, в котором не курит волк. Поверьте мне. Чистое телевидение общается со зрителями на достойном языке и не опускается до уровня канала НТВ и программы «Пусть говорят». Я не хочу идти по пути сравнения, но когда в прайм-тайм на федеральном канале подробно в присутствии родителей обсуждается, как разлагалось тело их ребенка в выгребной яме…. Это недавний эфир на телеканале НТВ. Формально ничего не было показано. Формально закон соблюден. Но моральный вред, который подобная программа наносит обществу, более чем очевиден. Есть старая русская поговорка: «Заставь дурака молиться, он лоб себе расшибет». Сейчас нашу страну заставляют молиться, расшибая лоб. И вереница этих молений известна. Любой здравомыслящий человек понимает, о чем идет речь.

– Вы среди многих подписали письмо в защиту Pussy Riot. Что в кинематографических кругах говорят о складывающейся в стране ситуации?

– Сейчас общество, власть, закон и законоприменительная практика разворачиваются в очень опасном направлении. 1937 год ведь не начался в 1937 году. Происходили вполне объяснимые процессы, такие, как дело Промпартии. И культурная революция в Китае началась не в 1965 году, и уже потом пролились реки крови. Опасная тенденция развивается на наших глазах, при нашем участии. К сожалению, мы (в том числе, кинематографическое сообщество) не достаточно эффективно ведем борьбу. На кону жизни наших детей. Наша страна, в конце концов.

– Вы снимали фильм про Владимира Путина, достаточно близко с ним взаимодействовали. Как думаете, он изменился с 2001 года?

– В мире не существует человека, который способен остаться прежним, находясь во власти. Такого человека никогда существовать не будет. Меняются все, и мало кто в лучшую сторону.

– Вам не хотелось снять фильм о текущем политическом моменте?

– В самый разгар политических событий конца 2011 – начала 2012 годов я находился в командировке. Слава богу, наши коллеги снимают этот процесс, и несколько фильмов готово. Триумфально по стране и миру идет фильм «Зима, уходи!» учеников Марины Разбежкиной. С этой темой работают талантливые авторы Александр Расторгуев и Павел Костомаров («Срок»). Сейчас мы отсматриваем картины на «Артдокфест» и премию «Лавр», и мы видим у молодых режиссеров, дебютантов большие эпизоды, посвященные текущему политическому процессу. В каком-то смысле это меня оправдывает. Я не мечусь и делаю свое кино. А политический процесс достойно отражается и будет зафиксирован в летописи нашей страны.

***
Виталий Манский – режиссёр документального кино и продюсер. Родился во Львове. В 1990 году окончил ВГИК, операторский факультет (мастерская Сергея Медынского). Работал на ОРТ, ВГТРК, «Пятом канале» и «REN-TV». С 2004 года – художественный руководитель студии «Вертов. Реальное кино». Президент и продюсер национальной премии «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения. Президент фестиваля «Артдокфест». Член Российской телеакадемии «Ника». Член Российской телеакадемии «ТЭФИ».

Фильмы Манского удостоены различных призов: европейский приз новой кинодокументалистики, учрежденной евроканалом SAT, «Серебряный голубь» Лейпцигского фестиваля, приз за режиссуру (Локарно), Prix court metrage vision du reel — Nyon, Golden Spire в Сан-Франциско, диплом «Приз Европы», «Серебряный кентавр» в Санкт-Петербурге, приз европейских киноклубов «Дон Кихот», 3 номинации Российской киноакадемии «Ника». Лауреат национальной премии «Лавровая ветвь» и премии МВД России. Снимал фильмы о политических деятелях: Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине и Владимире Путине.

share
print