Истории

«Россияне могут жить, как в Европе, но мешает коррумпированный режим»

Правая рука Алексея Навального Владимир Ашурков из «Фонда борьбы с коррупцией» рассказал «Моему району», почему коррупцию невозможно измерить. О методах агитации, доступных для каждого. И почему партия Навального «Народный альянс» не публикует свою экономическую программу.

– Коррупция на низком уровне – это смазка для экономики, она позволяет решить проблемы неформально. Как вы относитесь к этому стереотипу?

– Мы боремся с коррупцией на уровне высших эшелонов власти, крупных компаний, при госзакупках в пользу приближенных бизнесменов. Также мы боремся с политической коррупцией, когда у нас воруют голоса. Коррупция на низком уровне, безусловно, тоже проблема. Она снижает эффективность экономики, например, когда местные отделения пожарной охраны, различные инспекции осуществляют произвол при выдаче лицензий. Системно такую коррупцию не победить, если не победить коррупцию на высшем уровне, которая стала стержнем власти в России. Приведу избитый пример Грузии, которая была одной из самых коррумпированных стран бывшего Советского Союза. После смены власти коррупция в дорожной инспекции Грузии полностью устранена. Мы тоже можем этого добиться.

  • IMG_1032.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1111.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1129.jpg

    Фото: Андрей Сошников



– По данным независимых организаций, коррупция в России с 2011 года снижается. В общественном же сознании ее масштабы, наоборот, увеличиваются с каждым годом. Это предвзятое отношение полезно для общества?

– Коррупцию невозможно измерить, тем более сказать, больше она становится или меньше. Могу судить по разговорам с бизнесменами: на протяжении 10 лет (не могу сказать, что года или двух) коррупция усилилась. Усилилось влияние государства на экономику и бизнес. Краткосрочные тренды не так важны по сравнению с тем, что недавно признал Дмитрий Медведев: до 20% средств, которые тратятся на госзакупки, разворовываются или расходуются нецелевым способом. Общая сумма потерь для экономики составляет триллион рублей. На один украденный рубль приходится 10 рублей, которые потрачены неэффективно, чтобы у чиновника была возможность украсть.

– Для Вас важно, откуда исходит информация о коррупционной сделке? Возможно, Вас просто используют конкуренты коррупционера? 

– Мы не видим проблемы в том, чтобы использовать информацию от неизвестных информаторов и конкурентов коррупционера. Любой факт коррупции является преступлением. Безусловно, во власти есть разные группировки, которые между собой враждуют. Безусловно также, мы будем бороться с каждым крупным фактом коррупции.

– Почему Алексей Навальный не спешит озвучить свою экономическую программу?

– Алексей Навальный пока не заявил о поддержке какой-то политической партии. Выборы, в которых ему целесообразно будет принять участие, наступят нескоро. С точки зрения экономической программы, основным тезисом для консолидации широких оппозиционных сил является восстановление институтов обратной связи между обществом и государством. Это честные средства массовой информации, независимая судебная система, подлинная выборность власти. И второе – повышение эффективности государства за счет борьбы с коррупцией. Общий экономический пирог в России может быть существенно увеличен за счет устранения ручного регулирования... Мы считаем, что вопросы налогов и социальной поддержки второстепенны по сравнению с теми резервами, которые скрывает коррупция.

  • TASS_2522915.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2267827.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2268498.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2268909.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2270283.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2253187.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2418531.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2611080.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2611149.jpg

    Алексей Навальный Фото: ИТАР-ТАСС

– Но ведь пенсии и тарифы, по опросам, волнуют большую часть россиян…
 
– По макроэкономическим ресурсам, которые есть у нас в стране, граждане могут жить гораздо лучше. Мы можем рассчитывать на более качественный уровень услуг – государства, образования, здравоохранения, безопасности. Мы реально можем позволить себе жить как в европейской стране. И препятствием к этому является тот авторитарный и коррумпированный режим. Сменив его, мы сможем повысить пенсии и стипендии, реформировать здравоохранение и правоохранительные органы.

– Вы участвуете в митингах? Не боитесь оказаться за решеткой на сутки или на год?

– Безусловно, я принимаю участие в митингах. В нашей стране сложилась ситуация, когда любой активный человек может быть задержан по надуманным обвинениям и провести ночь, несколько суток, а то и несколько лет в тюрьме. По последнему процессу над Pussy Riot видно, что власть неадекватно реагирует даже при незначительных нарушениях законов. В нашей стране наступила эра… нет, не скажу эра – этап политических репрессий. Это факт, с которым мы живем. 

– Вы много лет занимались бизнесом и недавно пришли в политику. Уже почувствовали разницу?

– Действительно, большую часть карьеры я провел в бизнесе, занимаясь менеджментом. В бизнесе выигрывает тот, кто прагматично подходит к тому, что делает. В бизнесе большая нацеленность на результат. В общественной деятельности я хочу применить те же принципы. Различным оппозиционным структурам этого не хватает. Занимаюсь двумя проектами – «Фондом борьбы с коррупцией» и в последние месяцы партией «Народный альянс».

– А как вы охарактеризуете новую для Вас оппозиционную тусовку?

– В нашей политической системе состязательность заменена на фарс. Готовых рецептов, как с этим бороться, нет. Различные силы, которым это не нравится, пытаются нащупать путь к изменениям. И я бы не хотел говорить плохо о соратниках. Мы едины в том, что не хотим мириться с существующим положением дел. Понятно, что будут ошибки. У наших коллег и у нас. Но кто-то из нас найдет правильный способ. Это будет ответом на запрос общества на новый уровень гражданских и политических прав и свобод.

– Идея со штампиками «партия жуликов и воров» на купюрах, кажется, для тех, кому совсем нечем заняться.

– Мы не подходим ко всем с единой меркой. Мы можем предложить много вещей, если вы чем-то недовольны. Если у вас есть 5 минут в день – распечатайте листовку и приклейте ее. Или поставьте штампики на купюры. Если у вас есть час, отправьте жалобу о дефектах дорожного покрытия через «Росяму». Если вы эксперт, проанализируйте тендер, который юристам в «Роспиле» кажется подозрительным. Если вам интересна политическая жизнь, будьте наблюдателем.

– Почему Алексей Навальный не приезжает в Петербург?

– Алексей передает привет и пожелание питерской аудитории, чтобы гражданская активность в городе возрастала. Мы на столицу революции надеемся. К сожалению, Алексей находится под подпиской о невыезде и не может посетить ваш прекрасный город. Он, безусловно, ощущает вашу поддержку и тоже с вами.
share
print