Истории

В Петербурге слишком левацкая повестка дня, связанная с толерантностью

Выйти в народ – значит предложить жесткую правую повестку дня. Полигоном для испытаний «народной» идеологии должен стать Петербург, где градус толерантности зашкаливает. Лидер «Демократического выбора», бывший заместитель министра энергетики России Владимир Милов рассказал «Моему району», как завоевать поддержку широкой аудитории.

– По данным социологического опроса «Левада-центра» от августа 2012 года, сторонников демократических ценностей в России меньше, чем в 2008 году. Как Вы относитесь к этим данным?

– Я думаю, это слишком абстрактный вопрос на тему, которая избирателя слабо волнует. С таким же успехом можно спросить: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Верите ли вы в бога?». Избиратели не любят говорить об абстрактных ценностях, они активно поддерживают демократические инструменты так, как их понимают. Например, требование прямой выборности руководителей регионов. Даже в темные времена путинских контрреформ минимум две трети населения поддерживало возвращение выборов мэров и губернаторов. Это понимание демократии, которое есть у нашего населения. Оно приземленное, и это хорошо. Нужна прямая демократия не как штамп, а как конкретный механизм управления на местном уровне. Оппозиция должна понимать, чего люди хотят, и реагировать. Мы перекормили избирателя разговорами об общих ценностях.

– Вы постоянно рассказываете, что «Демократический выбор» финансово поддерживают многие бизнесмены. При этом «оппозиционный» банкир Александр Лебедев уезжает из России. Ваши знакомые-бизнесмены ничего не боятся?

– Крупные бизнесмены с состоянием в несколько сотен миллионов долларов, которых мы называем олигархами, не готовы поддерживать оппозицию. Они, что называется, «overexposed» – слишком большие, и в силу этого зависимы от властей. В таком положении трудно оппонировать Владимиру Путину, даже если считаешь его плохим человеком и хочешь что-то изменить в стране. «Демократический выбор» на поддержку олигархического бизнеса не рассчитывает. Нас поддерживают, в основном, представители мелкого и среднего бизнеса. Они не дают крупных сумм денег, как было принято у олигархов и политических партий в прежние годы, но их число растет. Мы не «сидим» на крупном бизнесе и не зависим от одного лица, которое владеет контрольным пакетом.

– Вы также говорите, что «Демократический выбор» должен выйти за рамки узкого политического сообщества. А кто Ваша целевая аудитория?

– Первый принцип: старые партии типа «Союза правых сил» пытались замкнуться на целевой аудитории и отсекали целые слои населения. «Партия бизнеса и молодежи» – отсекались бюджетники и пенсионеры. Мы пытаемся искать сторонников во всех слоях общества. Конечно, у нас есть корневые идеологические ценности и установки, связанные с поддержкой частной инициативы, созданием нормальных условий жизни и работы для тех, кто готов заниматься созидательной деятельностью и создавать рабочие места. И тех, кто непосредственно создает добавленную стоимость. Еще раз повторю: мы избегаем термина «целевая аудитория», но есть якорная часть населения, с которой нам проще разговаривать.

– Значит, на выборах Вы измените свой образ на более «народный»?

– Мы уже так делаем.

– При этом Вы сыплете англоязычными терминами…

– Это зависит от аудитории. Ваша аудитория понимает значение англоязычных терминов, и переведет, если что. На «Белом форуме» (мероприятие, которое Владимир Милов посетил в Петербурге, – прим. «МР») я разговаривал с профессиональной оппозиционной тусовкой. Не волнуйтесь, мы умеем разговаривать с рядовым избирателем на том языке, который ему понятен.

– Вы собираетесь выходить на Петербург с особенной, региональной программой?

– Петербург – это развитый город с предпринимательским началом. У вас мы будем выходить с более решительной, жесткой, правой повесткой дня. Она будет связана с созданием нормальных условий для бизнеса, обеспечением жизни тех, кто зарабатывает, кто стремится создать нормальные условия жизни себе и своей семье. В Петербурге очень левацкая повестка дня, связанная с социальными вещами и толерантностью. Наша программа будет кардинально отличаться.

– Почему вы против Pussy Riot и считаете их провокаторами?

– Девушкам дали реальный срок, и в тот же день муж Толоконниковой Верзилов признался, что они зарегистрировали товарный знак Pussy Riot для коммерческой эксплуатации. На мой взгляд, весь пафос меркнет. Не я сказал, а один человек сказал, что ради глобального бренда можно посидеть 2 года. Что касается тюрьмы, у меня и коллег по «Демократическому выбору» принципиальная позиция: мы за немедленное освобождение всех, кто находится за решеткой по политическим мотивам, в том числе Pussy Riot. Мы всегда будем говорить об этом. Но мы категорически не допустим, чтобы на нас клеили ярлык политических сторонников Pussy Riot. Мы против всего, что они делают! Я говорю о провокаторстве, руководствуясь конкретными фактами и доказательствами. На «Марше несогласных» в Москве в апреле 2007 года Верзилова сдавали в милицию, где его отказывались задерживать. Выходили люди в штатском и отпускали. Мы не хотим ассоциироваться с этими людьми, хотя, конечно, они должны быть отпущены.

***
Владимир Милов родился в 1972 году в Кемерово. Российский политический деятель, председатель российского общественного объединения «Демократический выбор», которое проходит регистрацию в качестве политической партии. Заместитель министра энергетики России в мае-октябре 2002 года. Генеральный директор ООО «Институт энергетической политики». Бывший член федерального политсовета движения «Солидарность». Совместно с Борисом Немцовым опубликовал доклад «Путин. Итоги» о произволе и коррупции в высших эшелонах власти. С бывшими коллегами находится в напряженных отношениях, критикует их за нерешительность и отсутствие профессионализма.

share
print