Истории

Почему в России «душат» муниципалитеты

Без местного самоуправления нельзя сделать жизнь в Петербурге комфортной и современной, но расширять его полномочия в Смольном не спешат. Кому выгодно, чтобы муниципальные образования оставались омутом для пожилых и «технических» депутатов?

В комфортном постиндустриальном городе вредные неконкурентные производства выведены из центра, и ставка делается на бизнес-кластер. В мае 2012 года губернатор Георгий Полтавченко заявил, что в Петербурге появится новый деловой центр, а Концепция развития Петербурга предполагает, что в каждом районе появятся креативные пространства и арт-объекты. Такие сферы, как культура, IT и туризм требуют активного местного самоуправления. Позиция муниципального депутата в строительстве завода мало кого волнует, но для инновационного бизнеса – это главный чиновник, с которым нужно договариваться (в хорошем смысле), чтобы к бизнес-центру подходила дорожка, а на арт-объектах не заседали местные алкоголики. Это и есть «демократия малых пространств», о необходимости которой в России писали не какие-нибудь датские урбанисты, а Александр Солженицын.

Расширение полномочий – фикция?

В июле 2012 года в Москве принят закон, который дает муниципальным депутатам право контролировать работу глав управ районов и выражать им недоверие. Муниципалы будут ежегодно заслушивать отчеты главврачей и руководителей других служб, накладывать вето на проекты размещения гаражей и религиозных учреждений. В Петербурге полномочия муниципалов расширяются слабо. Изначально их было больше, чем в столице. Комитет по финансам Смольного экономит средства на муниципальных служащих, ограничивая им зарплату, в то время как чиновники городского уровня не испытывают подобных проблем. Соответствующий проект соглашения с органами МСУ опубликован в августе 2012 года.

В качестве эксперимента в 2012 году некоторые муниципальные образования Петербурга ответственны за уборку территорий. Идея появилась после снежной зимы 2010-2011 годов, и в настоящий момент распространяется на Петроградский район и пригородные муниципалитеты. Также с 2013 года в Смольном планируют расширить полномочия муниципальных депутатов в обеспечении досугом жителей округа, благоустройстве территории, содержании дорог и кладбищ. Еще одна инициатива для Петербурга – финансирование местного самоуправления за счет налогов малого бизнеса на данной территории.

«Муниципальные депутаты обеспечивают досугом детей и молодежь, но это не значит, что на мероприятия не допускаются взрослые, – говорит муниципальный депутат округа «Екатерингофский» Александр Шуршев. – Мало что изменится, если из закона уберут фразу «детей и молодежи» и оставят просто «организация досуга». Сомневаюсь, что содержание дорог и кладбищ отдадут всем муниципалитетам. Инициатива была бы полезной: дороги местного значения зачастую в плохом состоянии, потому что из Смольного их не видно». По мнению депутата, необходимо также разграничить сферы ответственности органов местного самоуправления и районных администраций.

Как ограничивают муниципалитеты

Районным администрациям отчасти выгодно, чтобы местное самоуправление было слабым, считает депутат округа «Княжево» Алексей Демьянов. Причина тому – пресловутое разделение полномочий. «Среди работников МСУ преобладают возрастные люди и женщины. Хочется, чтобы проходило больше молодых людей и гендерный состав был равным. Зачастую местные представители гражданского общества более активны, чем депутаты, которые распоряжаются полномочиями чисто технически – ходят на заседания поднимать руку. Люди, которые приходят на муниципальную службу, должны понимать, что это не бизнес, здесь нет космических зарплат», – предупреждает Алексей Демьянов. По его словам, нормальные отношения с районными администрациями устанавливаются там, где муниципалы более компетентны.

«Во всех муниципалитетах сидят люди, которые держатся за свои места, – говорит Александр Шуршев. – Понятно, что в выборы вмешиваются районные администрации, которые привыкли работать с теми муниципалами, которые есть с конца 90-х. Они не хотят допускать людей со стороны, которые неизвестно как будут себя вести. Не сказал бы, что существует негласная политика ухудшения качественного состава муниципалитетов, но в одиночку решительному и независимому человеку туда попасть проще. Команде, скорее всего, будут препятствовать. Команда может изменить очень многое».
 

share
print