Истории

Борцы с угонщиками в Петербурге объединяются в НКО

В Петербурге появилась новая ячейка гражданского общества: организация помощи жертвам автоугонщиков. В ближайшие недели активисты собираются зарегистрировать свою некоммерческую организацию, и тогда противостоять мафии угонщиков станет проще. Политологи говорят, что подобные восхитительные случаи добровольной взаимовыручки – почти всегда следствие равнодушия и непрофессионализма властей.

Члены антиугонной группы с ними, конечно, согласны, но все-таки не оставляют надежд, что полиция придет к ним на помощь.

«25 июля у меня угнали автомобиль Citroen Crosser, - рассказывает бывший автовладелец Игорь. – Он был застрахован, но в последний месяц я чуть просрочил платеж по полису и, похоже, что выплаты мне теперь не видать. Потом я узнал, что в тот же день угнали еще 2 подобных автомобиля. Мне показалось, что сотрудники полиции не проявляют никакой инициативы по поиску нашего пропавшего имущества. В этом я убедился, когда сам стал подходить к сотрудникам ГИБДД и спрашивать, получали ли они ориентировки о пропавших автомобилях. Сказали, что не получали. То есть в моем-то районе уголовное дело завели, и там, может быть, и могут найти машину, а в соседнем на нее никто не обратит внимания, даже если угонщик оставит ее рядом с отделом полиции. Тогда я напечатал несколько листовок и сам стал раздавать их гаишникам. Возможно, это поможет, хотя, скорее всего, машина уже где-то на разборке».

В процессе поисков автомобиля Игорь сошелся с 2-я товарищами по несчастью (познакомились они через интернет-клуб владельцев «ситроенов»), и они вместе стали патрулировать улицы в поисках угнанных авто. У автора противоугонного сайта Сar-monitoring Алексея Калинина есть версия, что машины сразу после похищения далеко не угоняют: а вдруг в городе по какой-либо причине оперативно введут план «Перехват»? И тогда брошенное авто можно найти хоть в соседнем дворе: если хватит сил и энергии обойти все эти дворы. Таким образом был найден один из «ситроенов». 2 других, к сожалению, нет.

Игорь вступил в клуб борцов с угонами и теперь регулярно получает SMS об угнанных в Петербурге автомобилях: с номерами и приметами. Эсэмэски всем участникам программы – а их 1400 человек – рассылаются в автоматическом режиме. Собственно, это SMS-информирование и есть главная «фишка» сайта: организаторы рассчитывают, что зоркие глаза и четкая память неравнодушных горожан окажутся не менее эффективной мерой, чем ГИБДД со всеми их планами «Перехват», системой «Поток» и базами данных.

«В очередной раз понимаешь, что в нашем родном государстве ты предоставлен только сам себе, - резюмирует Игорь. - Граждане поодиночке сами пытаются бороться с хорошо оснащенными и организованными преступными группировками. Это те, кто не хочет платить выкуп преступникам, к чему, собственно, и понуждает бездействие правоохранительных органов».

Автор противоугонного сайта Car-monitoring Алексей Калинин рассказал «Моему району», что сервис существует около года, в Москве и Петербурге, что его активисты пытаются наладить контакты с сотрудниками ГИБДД, но те, по его словам, неохотно вступают в отношения с коммерческими организациями: Калинин подозревает, что на то есть прямой запрет начальства. Поэтому, заявил Алексей, в ближайшее время он намерен оформить группу единомышленников в качестве НКО: возможно, с ней будут больше считаться.

«У нас было 2 удачных находки: сначала «Форд Фокус», потом «Мазда 3». Пример с «Фордом» очень показательный: голубой «Форд»-хэтчбэк – это все-таки редкость. Его угнали на Софийской, а нашли на углу Ленинского и Маршала Жукова. Наш активист шел домой и машинально оглядел двор. И увидел незнакомое авто. Обычно ведь привыкаешь видеть одни и те же машины, новая сразу бросается в глаза. И этот «форд» тоже бросился. Активист вспомнил, что сегодня читал эсэмэску с упоминанием голубого «Форда Фокус», сверил приметы и убедился, что это та самая машина. Позвонил в ГИБДД. Автомобиль вернули владельцу, правда, предупредили, что из базы угнанных машин его удалят не сразу, а через несколько месяцев. Но справку выдали, чтобы на штрафстоянку не забрали. А в другой раз «Мазду 3» и вовсе нашли в соседнем дворе. Мы всегда вызываем на место полицию, чтобы она провела необходимые следственные действия: может быть, отпечатки пальцев угонщика там найдутся».

Почему угонщики бросают машину в соседнем дворе – не старые «жигули», которые подростки берут покататься, а новые иномарки, которые можно выгодно продать? Причин 3. Машину можно попытаться продать самому владельцу, когда он начнет ее искать. Вторая и основная причина: автомобиль может быть оборудован спутниковой сигнализацией и, если его сразу отогнать в отстойник, туда тут же пожалует собственник, оперативники, охранники и т.п. Например, недавно в Левашово обнаружили очередную угонную мастерскую – на участке следователя РУВД. Угонщики считают, что за машиной в первые дни после преступления лучше просто понаблюдать: и если автомобиль никто не обнаружит, его можно отправлять в мастерскую и перебивать номера. Эти-то несколько дней – главное спасение для автовладельцев. Некоторые из них расклеивают листовки по соседним кварталам. Кто-то объезжает на велосипеде все дворы в радиусе 3-5 км. А кто-то дает приметы для SMS-рассылки. Есть в организации свой программист, который сейчас пишет приложения для айфонов и андроидов: с их помощью искать машину будет еще проще. В идеале - запустить приложение для смартфонов, которые используются и как видеорегистраторы, но это дело будущего.

Есть еще 3-я причина для «отстаивания» угнанного автомобиля: поиск «клиента», который выкупил бы именно эту машину.

Ежедневно ГИБДД рапортует о нахождении 5-10 автомобилей, числящихся в розыске. Но активисты-борцы с угонщиками считают, что эта статистика состоит, в основном, из скрывшихся с места участников ДТП, а угнанных машин здесь – не более 1-3%.

 

«Любая инициативная группа, созданная с целью помогать не только себе, но и другим, - это, в любом случае, провал органов, то есть структуры, существующей на деньги налогоплательщиков и созданной для осуществления тех функций, которые взяли на себя граждане. – заявил «МР» политолог Дмитрий Дубровский. – Хотя история, конечно, красивая. Она увеличивает капитал социального доверия. Иначе говоря: граждане понимают, что вместе они могут чего-то добиться и что совсем не обязательно давать кому-то взятки, а можно просто объединиться с единомышленниками. Допустим, в Америке есть neighborhood – соседство. Люди сами объединяются и следят за порядком в своем городке. Есть общественные организации: они работают там, где полиция не может вмешиваться, чтобы не нарушать неприкосновенность частной жизни. Но чтобы граждане сами искали угнанные машины… такого в США просто не допустит мэр. У мэра выборная должность, у шерифа тоже. Если шериф плохо справляется со своей работой, он получит от мэра таких кренделей, что мало не покажется. Ведь под ним, мэром, тоже может кресло зашататься.

В России такие инициативные группы населения начались с обманутых вкладчиков, потом к ним присоединились обманутые дольщики. Да, можно сказать, что в бедах вкладчиков виноваты только они сами. Но функцию превенции государство должно как-никак выполнять: пресекать мошенническое оболванивание своих подданных. Особенно пенсионеров и прочих социально незащищенных слоев. Оно не выполняет.

Потом начались протесты автомобилистов, особенно жителей Дальнего Востока, у которых хотели отобрать правый руль. Довольно быстро власть одумалась и решила не запрещать праворульные машины. Теперь будет интересно посмотреть на активистов: они переметнутся на решение других социальных проблем или разбегутся? Думаю, возможны и тот, и другой варианты.

Самый тяжелый случай такого объединения – это общества инсулинозависимых диабетиков. Вот им-то свою проблему не решить никогда. И государство наше не даст им расслабиться, потому что проблемы с бесплатным инсулином всегда будут. Или возьмем инициативные группы матерей тяжелобольных детей. Для них давно придуманы лекарства, которые наш Минздрав по каким-то причинам не закупает. Сами родители находят лекарства за границей, посылают туда курьера, а потом не могут ввезти их в Россию, потому что они - сильнодействующие и ввоз запрещен. Даже те мамы, у которых ребенок выздоровел, продолжают состоять в этой группе и помогают другим решить эту проблему. Они не хотят быть контрабандистами, они хотят добиться ввоза официальным путем. Нужны поправки в законы, нужно сильное лобби. И когда ради этого собираются разные люди, которых объединяет только одно – больной ребенок - это и есть наглядный пример, как причудливо в России формируется гражданское общество».

P.S. Пока «МР» писал эту статью, на странице популярного ЖЖ-сообщества spb-auto как раз появилось объявление на заданную тему. Владелец угнанного «Рэнджера» нашел свою машину в интернете, на сайте продаж подержанных авто. Теперь он просит помощи у сообщников: пытается определить по фотографии место, где находится автомобиль...  Судя по всему, НКО помощи жертвам угонщиков могла бы быть чрезвычайно востребованной.

share
print