Истории

Ревизия: корреспондент «Моего района» проверил - бомбилы в Петербурге никуда не делись

С июля в Петербурге существенно возросли штрафы за частный извоз. Катание пассажиров без лицензии и шашечек приравнивается к парковке на инвалидских местах и стоит 5 тысяч рублей. Бомбилы напряженно ждут осени: с ней, возможно, начнутся массовые рейды по отлову. Зато таксисты уверены, что частники – беда неистребимая, и винят во всем ленивых убэповцев, которые рейдуют только, когда у них проблемы с показателями. «Мой район» изучил вопрос: поборют ли жесткие меры частный извоз, и выяснил, что нет, не поборют.

Когда-то я работала в редакции на 2-й Советской. Поймать такси – а таксистами тогда работали непрофессионалы, ибо лицензии не требовалось, только договор с колл-центром - так вот, поймать такси на углу с Греческим проспектом было довольно сложно. Они не останавливались. Дело в том, что в соседнем здании размещалась налоговая полиция, и тамошние сотрудники частенько гнобили таксистов за невыданные чеки, так что это место имело нехорошую репутацию у тех, кто кассовых аппаратов не имел, то есть почти у всех. Потом полицию упразднили, таксистам слегка смягчили режим в надежде, что в городе прекратится «вакханалия бомбил». Она действительно прекратилась: шашечками обзавелись даже самые лохматые машины, и так ездили по городу, вгоняя в ступор иностранцев. К аэропорту их, правда, не подпускали, но у метро они дежурили. И вот халява кончилась. Теперь машину с шашечками, пойманную на нарушениях, будут отправлять на штрафстоянку, и она может простоять там до суда, то есть 2 месяца. Штрафстоянка, напомним, стоит 30 рублей в час. Плюс водитель заплатит штраф – 5 тысяч рублей. Чтобы работать такси, машина должна быть не старше 4-х лет и иметь минимум 2 подушки безопасности, а также проходить ежеутренний техосмотр. Чтобы работать таксистом, водитель должен каждое утро показываться врачу.

Добавим, что эти поправки – еще не самые драконовские. Минтранс предлагает всех бомбил-частников переименовать в «индивидуальных предпринимателей» и облагать штрафами, положенными для юридического, а не физического лица. Это примерно в 50 раз больше. То есть достаточно будет попасться один раз на контрольной поездке, чтобы лишиться машины, ибо штраф составит ее примерную стоимость – 250 тысяч.

Год назад в Петербурге работало 15 тысяч постоянных таксомоторов, из них только 4 тысячи имели лицензию. Новые жесткие штрафы для тех, у кого есть шашечки, но нет путевых листов и кассовых аппаратов, собирались вводить с 1 января. Тогда же прошли первые «антибомбильные» рейды. Потом на штрафы объявили мораторий – до 1 июля, но новых рейдов с тех пор не объявляли: ждут, пока закончится отпускная пора. После 1 сентября бомбилам не поздоровится. Корреспондент «Моего района» поездил с ними по городу, чтобы выяснить, боятся ли они новых мер. Заодно мы сравнили цены.

Поездка по маршруту Московский вокзал – метро «Новочерскасская» - 2,5 километра, вечер, продолжительность пути – 8 минут – обошлась бы в 300 рублей, если вызывать такси по телефону. Такие расценки заявили диспетчеры. У вокзала – на Лиговском, на площади и на Гончарной улице – выстроены в ряд несколько десятков таксомоторов. Наплыва клиентов почему-то не наблюдалось. Таксист с Лиговки согласился отвезти от «Галереи» до Заневского проспекта за 500 рублей. Такова, мол, минимальная ставка для всех вокзальных машин. 

Я перешла на Гончарную улицу, то есть на 200 м и 2 светофора ближе к цели. Но здесь таксисты запросили уже 600. Наверное, потому что вокзал ближе.

Стоило поднять руку, рядом остановился частник. О цене он не спрашивал. Спрашивала я.

- Говорят, с 1 сентября бомбил будут штрафовать, а машину отбирать, - говорю я.

- Не страшно, - отвечает водитель, я же вижу по человеку, кому надо ехать, а кто проводит «контрольную закупку» вместе с понятыми. И потом, я не бомбила, а просто подвожу по дороге.

- Наверно, Вас ни разу не ловили, поэтому Вы и смелый. – Водитель согласился.

Когда мы доехали, водитель на вопрос о цене ответил классическим «сколько не жалко» и взял сотню. Вот устойчивый рецепт против убэповцев. Не договариваться о цене заранее и брать только то, что дают. По-дружески. Но это хорошо, если ехать по пути.

Вторая моя жертва – был классический бомбила. Он ждал на своей «лохматке» у метро. Обратная дорога – по Старо-Невскому проспекту – это беспросветная пробка в любое время суток. Мы там порядком заскучали.

- Меня ловили один раз, зимой, - рассказал водитель. – Было очень обидно. Ехал быстро, своими секретными путями. Пассажиров было 2-е, торопили, говорили, что опаздывают на свадьбу. Я еще удивился, что они без цветов. Когда приехали к какому-то ресторану, один показал удостоверение, второй пошел искать понятых. За это время я пытался договориться с первым, но тот сразу сказал, что мои 5 тысяч ему не нужны, что у него есть начальство, а они потому и ездят по двое, чтобы друг друга контролировать. Меня здорово запугали штрафстоянкой, в общем, пришлось отдать 25 тысяч, все, что заработал за новогодние праздники. Что буду делать теперь – не знаю, в такси меня со своей машиной не возьмут, на лицензию нет денег.

Кстати, сегодня машин с лицензиями – 7 тысяч. А всего в Питере – 5-миллионном городе, расположенном на обширном пространстве - требуются порядка 25 тысяч таксомоторов.

Лицензированные таксомоторные компании тоже оставляют много недовольных. Иногда приезжают машины без шашечек или за рулем – плохо говорящий по-русски южанин. Некоторые – о ужас – плохо знают город. Почему так случается, пояснил исполнительный директор Ассоциации таксомоторного транспорта Юрий Вейков.

- Потому что таксомоторным предприятием на самом деле стать легко. Опытный предприниматель соберет пакет документов за несколько дней. Вопрос в том, будет ли он следить за своими машинами: кто их водит, есть ли шашечки. Для него главное – чтобы все отметки в путевом листе ставились вовремя, а как работает водитель – это дело десятое. Если врач выпустит на линию нездорового водителя, ему станет плохо и это приведет к ДТП – накажут врача. Нет, таких случаев я не припомню.

Так что вакханалия на таксистском рынке никуда не денется. Во-первых, потому что таксомоторные перевозки нужны жителям, а лицензионных моторов – в 4 раза меньше, чем хотелось бы. Во-вторых, потому что бомбилы нужны правоохранителям для рейдов и показателей, значит, окончательно их прижучивать не имеет смысла.

share
print