Истории

Почему в Петербурге общественный транспорт едет так медленно

Общественный транспорт в Петербурге движется очень медленно и с каждым годом все медленнее. «Мой район» узнал, с какой скоростью в Петербурге ездят трамваи, троллейбусы, автобусы; по каким районам и улицам они ездят быстрее, а по каким медленнее; что нужно сделать, чтобы их скорость перемещения по городу приблизилась к европейской.

Если в 80-е средняя скорость автотранспорта в городе составляла 40 км/ч, то общественный ездил со скоростью 30 км/ч. Сейчас личный транспорт разгоняется до 27 км/ч, стало быть, автобусы и троллейбусы – до 17 км/ч. Электрички и метро ездят с прежней скоростью. Трамваи стали медленнее, потому что им приходится делить свою колею с автомобилями.

Метро

У метро традиционная скорость 30-32 км/ч плюс – время на спуск и подъем и время, чтобы добраться до станции, а оно в среднем составляет 15 минут.

Недавно сервис «Яндекс. Пробки» поделился с «МР» результатами исследования, цель которого состояла в выявлении на карте Питера мест, куда и откуда было бы комфортнее добираться общественным транспортом, чем автомобилем. Маршруты из центра на окраину и обратно выбирались произвольно. Так вот, есть только 6 мест, где личный транспорт оказался медленнее общественного. Самый эпический участок – район Долгого Озера, затем – проспект Большевиков, метро «Волковская» и «Купчино», метро «Проспект Ветеранов» и «Рыбацкое». Вывод: дальние окраины успешно сообщаются с центром только посредством метро. Любой дом, отстоящий от метро хотя бы на 15 минут пешего хода (не говоря уж о трамвайно-троллейбусном) – уже требует машины, потому что на ней добираться на работу будет быстрее. О комфорте и говорить нечего.

Трамвай

С трамваем не так однозначно. Трамваи могут двигаться по выделенной полосе и разгоняться не хуже метро – до 27 км/ч (в теории – до сотни, но раньше второй половины века ждать этого не стоит). Но чаще бывает, что они ползут со скоростью пешехода, а вообще их средняя скорость 14 км/ч.

Безрельсовый транспорт

Средняя скорость маршрутки «всего» 35 км/ч. Автобуса – 20 км/ч, но на выделенных полосах он разгоняется до 35 км/ч. То же можно сказать про троллейбус, но он в среднем ходит на 5 км/ч медленнее.

В то же время водители маршруток любят "отжечь": ездят по абсолютно пустой трассе со скоростью 10-15 км/ч и не собираются убыстрятся. Почему? У них есть свое "расписание", хоть и не слишком четкое. Если предыдущая маршрутка того же маршрута ушла совсем недавно, а в отстойнике нет места (скажем, конечная остановка - у метро где трудно запарковаться), микроавтобус отправляется в путь, но едет так медленно, чтобы по ходу его движения на остановках собрались хоть какие-то пассажиры. Зато те бедолаги, которые сели в салон у метро и в тонкости "расписания" не посвящены, почему-то очень недовольны. Думали, что доедут за 20 минут, по пустой-то трассе, а в итоге получается 40.

Скорость будущего

В 2011 году в Смольном была принята концепция развития общественного транспорта, благодаря которой к 2015 году средняя скорость должна вырасти на 3%. Это максимум, который могут обещать петербургские власти.

Обидно, конечно, зато нет необоснованных обещаний. К тому же 60% петербуржцев, как известно, пользуются метро, а убыстрять его – бессмысленно и просто опасно.

«Увеличение скорости на 3% подразумевает, что в метро она останется прежней, наземный транспорт убыстрится на 10%, а на участках приоритетного движения – на все 40%, - пояснили «Моему району» в Комитете по транспортно-транзитной политике. – Конечно, тут не все зависит от нас. Мы, например, возлагаем надежды на строительство путепроводов через железнодорожные пути. Сейчас самые большие пробки – на переездах. Как можно составлять расписание автобусов, если мы не знаем, успеет он проехать переезд до того, как его закроют для проезда «Сапсана», или нет. А нет четкого расписания – нет и доверия пользователей».

Отметим, что Смольный выделил на реализацию этой схемы 137 млрд рублей. По 46 млрд на каждый километр/час.

«Есть 3 основных способа увеличить скорость, особенно если говорить об относительной скорости: чтобы автобус стал быстрее машины, - говорит лидер общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров. – Основное, конечно, выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. Насколько мне известно, в ближайшие годы их станет 40 км. Второй вариант у нас не развит, это специальные повороты там, где для остального транспорта они запрещены. И наконец, водители трамваев и автобусов – тех, что пользуются выделенными полосами – могут получить возможность самим переключать светофоры при своем приближении». Данная методика опробована в Америке и Европе, правда, вожатых просят не злоупотреблять и пользоваться пультом-транспондером только при отставании от расписания.

Сравнительный анализ

«Мой район» изучил скорости потоков на разных петербургских магистралях и выяснил, где скорость движения легковых машин и автобусов-троллейбусов-трамваев совпадает, а где общественный транспорт оказывается быстрее.

Проспект Просвещения. Скорость трамвая – 20 км/ч. Скорость автобуса – 30 км/ч, но автобусов тут мало. Маршрутка едет почти со скоростью автомобиля.

Проспект Энегльса. В часы, когда движение плотное, то есть почти всегда, трамвай едет почти со скоростью потока. То есть 10-15 км/ч. То же можно сказать про автобусы.

Проспект Культуры и Тихорецкий проспект. На этом направлении работают и трамваи, и троллейбусы, и сравнение идет в пользу первых - 25 км/ч против 20.

Улица Савушкина. В новой ее части трамваи, несмотря на «выделенку», ходили как-то медленно. В старой и вовсе стояли. Средняя скорость – 10 км/ч в часы пик и вполне достойная – от 25 км/ч - в другое время.  

Большой проспект П.С. Маршрутка едет со скоростью 25 км/ч, автобус – 15 км/ч, остальной транспорт – тоже. Все благодаря выделенной полосе. Медленно, потому что много светофоров. Перед Тучковым мостом все дружно стоят в пробке, и скорость снижается до нуля. На параллельной Большой Пушкарской средняя скорость и тех, и других повышается в среднем на 5 км/ч, потому что и светофоров меньше, и перекресток с Каменноостровским не такой запутанный, как с Добролюбова.

Средний проспект В.О. Скорость общественного транспорта – трамвая – 15 км/ч, машины или маршрутки – 25 км/ч, но чем ближе 1-я линия, тем медленнее. Вечером и личный, и общественный транспорт стоит в пробке, начиная, как минимум, с 10-й линии.

По набережным Невы общественный транспорт почти не ходит. Исключение – Университетская набережная, где есть троллейбусы и автобусы. Они идут со скоростью тамошнего потока, зато потом попадают на Невский, где после Мойки разгонялись бы до 30 км/ч кабы не светофоры и остановки. По Малоохтинскому проспекту ходит автобус номер 5 – со скоростью максимум 20 км/ч, то есть в 3 раза медленнее автомобиля, не превышающего скорость.

Литейный проспект. Трамвай опять-таки идет со скоростью потока плюс время, затраченное на остановки. В час пик средняя скорость - 5 км/ч. У автомобилей – примерно такая же.

Московский проспект. Здесь даже автобусная выделенка не нужна. Благодаря ширине проспекта автобусы и трамваи едут примерно с одинаковой скоростью – около 40 км/ч. Для города это неплохо.

Лиговский проспект. Единственная магистраль с выделенной полосой, которую успешно делят между собой автобусы и трамваи. Средняя скорость движения 30-40 км/ч. Правда, как отмечает Владимир Федоров, эксперимент вышел не слишком удачным. Автобус не может обогнать медленно едущий трамвай (не говоря уж об обратном) и не может шмыгнуть для этой цели в общий ряд, потому что полоса огорожена. Поэтому подобную схему и не внедряют в других местах: на Савушкина или, скажем, Дальневосточном.

На Загородном, Гороховой и Вознесенском скорость движения сравнивать нет смысла, потому что общественный транспорт идет навстречу основному потоку. Скажем, на Гороховой поездка на маршрутке от Адмиралтейства до ТЮЗа занимает 7-10 минут. То есть все равно не больше 20 км/ч.

Если бы в городе проводился конкурс на самый медленный транспорт, это место стоило бы отдать трамваю, катающемуся по Новочеркасскому проспекту. Больше нигде трамвай не развивает на выделенке скорость в 5 км/ч. Трамвайная линия вдоль Косыгина, например, успешно конкурирует с маршрутками. На днях рельсы на Новочеркасском наконец-то поставили на реконструкцию, но, как говорят транспортные специалисты, толку от этого будет не много. Толк возможен, если на линию выпустят только новые составы, а не те, что ходили тут раньше и изрядно покоцали свои колеса.

share
print