Истории

Самые опасные места на петербургских реках

Аварию прогулочного катера, которая произошла в ночь на 1 августа на стыке Невы и Фонтанки в Петербурге, эксперты Росморречнадзора предсказывали еще 3 года назад. Год назад, после «Булгарии», они снова просили взять под контроль ситуацию на реках и каналах Петерубрга. Сейчас очевидно, что капитаны малых судов будут какое-то время соблюдать осторожность, катая туристов. «Мой район» выяснял, станут ли акватории Петерубрга безопасней, и в чем их главные опасности сейчас.

Напомним, ночью 1 августа в Неве затонул прогулочный катер. На его борту были 15 человек: 13 пассажиров и 2 члена экипажа. Судно затонуло после столкновения с сухогрузом. Всех удалось спасти.

ПОДРОБНОСТИ АВАРИИ ПРОГУЛОЧНОГО КАТЕРА НЕ НЕВЕ

Столкновение катера с баржей – случай уникальный, потому что сухогрузы и танкеры очень недолго находятся в одном пространстве с прогулочными судами. Конкретно – всего около 10 минут каждую ночь. Это время, когда мосты уже развели, а флагманы из судового каравана еще идут в сторону центра. Поскольку мосты разводят все-таки для грузовых судов, а не для туристов, желающих увидеть процесс с воды, то у последних остается совсем немного времени, чтобы, полюбовавшись на мост, уйти в боковую речку или канал. Как это происходит, наблюдал, наверное, каждый. Вереница больших и малых катеров выстраивается в беспорядочную очередь у Летнего Сада и пытается протолкнуться под Прачечный мост. В очереди одновременно могут «стоять» до 200 судов! А сзади уже виден силуэт мощного сухогруза, который быстро и неуклонно приближается, и идет, конечно, не посередине, а ближе к левому берегу, потому что и Литейный, и Троицкий мосты разводятся как раз у левого берега.

До сегодняшнего дня все заканчивалось благополучно: катера успевали уйти в Фонтанку, а там рассеивались: кто-то шел дальше, кто-то сворачивал в Мойку. Но прогнозы надзорных инстанций сбылись. Там, где не действуют законы Российской Федерации, действует закон Мэрфи.

Экс-заместитель начальника Северо-Западного Росморречнадзора Максим Капитонов назвал «МР» самые опасные места на петербургских водных трассах: «Пересечение Невы и Фонтанки – это основное, потому что именно здесь есть опасность столкновения маленького катера и огромной баржи. Разница в весовых категориях столь велика, что малое судно при ударе почти наверняка перевернется. А в катере сидят неподготовленные туристы, в том числе дети, которые не имеют спасательных жилетов.

Второе опасное место на Неве – выход из Зимней канавки, но там такого столпотворения нет. Лет 7 назад был несчастный случай: парень-мажор на очень дорогом катере выскочил из канавки в Неву и попал под большое судно. 

Столкновения малых катеров друг с другом – проблема обыденная, и люди в результате не страдают. Если бы был риск, например, что катера столкнулись, и за борт от толчка упал человек, тогда всех пассажиров наверняка наряжали бы в спасжилеты… Иногда катера действительно сталкиваются, но остаются на плаву, и на такие происшествия даже ГИМС не вызывают. Но опасные места в городе все равно есть. Там, где  есть риск столкнуться с большим судном или с высокоскоростным. Например, в Ждановке и в Средней Невке резвятся гидроциклисты: пока от них страдают только люди, отдыхающие на берегу, но есть опасность, что когда-нибудь водный мотоцикл на большой скорости врежется в катер. А по Малой Неве в сторону Финского залива ходят «Метеоры» и там они уже развивают хорошую скорость. Тоже опасно: если у какого-то катера перед носом у «Метеора» заглохнет мотор, «Метеор» же не остановится. Произойдет авария».

По словам Капитонова, в России пока нет законов, которые регламентировали бы, как следует вести себя капитану прогулочного катера, чтобы не мешать проходу больших судов. У самих кораблей в караване есть правило: держаться в 500 м друг от друга. Для прогулочного катера действует ограничение: он не может пересекать путь каравану, если до него остается менее 1000 м. Но одно дело – пересекать (хотя и на это правило все плюют), другое – болтаться в русле перед самым караваном, мешая ему и подвергая риску пассажиров. Поэтому работники Росморречнадзора каждую ночь выходят в рейд и пытаются прогнать из акватории катера-нарушители. Делается это так. У Прачечного моста стоит дежурный катер, и оттуда по рупору несутся команды: «Сворачивайте влево, в сторону «Авроры», в Большую Невку». Но капитаны катеров эти команды не слышат или игнорируют. Конечно, что им за радость: болтаться полтора часа в большой Невке, если они обещали клиентам Фонтанку, Мойку и Чижика-пыжика…

Из 100 судов-нарушителей командам подчиняются от силы 3-е.

Иногда экипаж дежурного катера штрафует капитана-нарушителя на тысячу рублей. Если учесть, что еженощно в водах Петербурга выходят на заработки около 300 судов, значит, шанс получить этот штраф – примерно 1 раз в сезон. Напомним, что в среднем за одну экскурсию катер зарабатывает 10 тысяч (20 билетов по 500 рублей). Это если рассаживать людей строго по местам. Но владельцы катеров предпочитают снимать заводские сидения и ставить на палубе обычные пластиковые стульчики, как в opеn-air кинозале. Тогда можно устроить на 20-местном теплоходе 30 и более туристов.

Впрочем, это касается открытых судов, а затонувший 1 августа в Неве прогулочный катер «Росси» был закрытым. Но тенденция очевидна: ночные катания – красивый и выгодный бизнес. Да, сейчас 90% задействованных корабликов – легальные. Но и им никто не мешает брать деньги по серой кассе. Так, капитан затонувшего «Росси» поначалу даже не мог толком сказать, сколько пассажиров было у него на борту, и спасатели не знали, искать им в воде утонувших, или все спаслись.

После катастрофы с «Булгарией» снова начались разговоры о необходимости учредить в России специальную структуру, которая следила бы за порядком на водных путях. Она получила название «Ассоциация речного бассейна», и 1 сентября она официально начнет работать. Главу петербургского подразделения уже назначали – им стал глава Государственного бассейнового управления «Волго-Балт» Александр Алексеев. Он сразу заявил корреспонденту «МР», что на своем посту будет добиваться абсолютного запрета для всех прогулочных судов выходить в Неву одновременно с баржами, танкерами и другими грузовыми судами. Одним словом: в часы, когда мосты разведены, ни одного катера в Большой Неве не будет. Сейчас такого запрета нет.

Это означает, что типично питерский аттракцион - наблюдение с воды за разводящимися мостами - возможно, доживает последние месяцы.

Прогулочный катер «Росси» поднимают из Невы

  • IMG_0460.jpg

    фото: trend

  • IMG_0217.jpg

    фото: trend

  • IMG_0234.jpg

    фото: trend

  • IMG_0257.jpg

    фото: trend

  • IMG_0268.jpg

    фото: trend

  • IMG_0304.jpg

    фото: trend

  • IMG_0312.jpg

    фото: trend

  • IMG_0315.jpg

    фото: trend

  • IMG_0320.jpg

    фото: trend

  • IMG_0327.jpg

    фото: trend

  • IMG_0331.jpg

    фото: trend

  • IMG_0347.jpg

    фото: trend

  • IMG_0353.jpg

    фото: trend

  • IMG_0360.jpg

    фото: trend

  • IMG_0377.jpg

    фото: trend

  • IMG_0367.jpg

    фото: trend

  • IMG_0382.jpg

    фото: trend

  • IMG_0388.jpg

    фото: trend

  • IMG_0390.jpg

    фото: trend

  • IMG_0395.jpg

    фото: trend

  • IMG_0400.jpg

    фото: trend

  • IMG_0408.jpg

    фото: trend

  • IMG_0421.jpg

    фото: trend

  • IMG_0433.jpg

    фото: trend

  • IMG_0436.jpg

    фото: trend

  • IMG_0438.jpg

    фото: trend

  • IMG_0458.jpg

    фото: trend

  • IMG_0577.jpg

    фото: trend

  • IMG_0477.jpg

    фото: trend

  • IMG_0503.jpg

    фото: trend

  • IMG_0522.jpg

    фото: trend

  • IMG_0528.jpg

    фото: trend

  • IMG_0535.jpg

    фото: trend

  • IMG_0545.jpg

    фото: trend

Видео: «Первый канал»

share
print