Истории

Почему в маршрутках до сих пор через раз принимают «подорожники»

Месяц назад в петербургских маршрутках должны были окончательно внедрить программу «Подорожник». 30 июля корреспонденты «Моего района» выяснили, что водители маршрутных такси по-прежнему предпочитают бумажные или латунные деньги, а никак не пластик. Водительское начальство в курсе, Комитет по транспорту – тоже, и никто не спешит реализовывать данное месяц назад обещание, потому что это никому не нужно.

Дорожный эксперимент редакции начался у метро «Приморская» в такси номер 44, обслуживаемом «Петербургской транспортной компанией». Водитель глядел на предъявленный «подорожник» как в афишу коза. Потом полез куда-то под сиденье за валидатором. Провел по нему карточкой, но прибор даже не пискнул.

- У вас, наверное, деньги кончились, - пояснил водитель и попросил наличку.

Счет я пополнила всего две минуты назад, куда делись эти деньги, искренне не понимала. На мое счастье, рядом оказалась еще одна пассажирка с «подорожником», которая сначала собиралась расплачиваться наличными, а потом решила мне помочь. Сунула монеты обратно в кошелек и протянула водителю зеленую карточку. Валидатор отозвался молчанием. «Так вы же его не включили», - изумилась пассажирка.

Еще минуты 3 маршрутчик включал прибор, причем все это время машина стояла на светофоре и явно всем мешала, так что сзади уже начали гудеть. Наконец считывающее устройство успешно прокатало наши карточки, победно мигнув оранжевым цветом. Микроавтобус медленно поехал дальше. Хорошо, что улицы были пустыми, и мы быстро нагнали потерянное время.

Следующая поездка, уже на 359-й маршрутке, которую обслуживает «Автотранс». Водитель был нерусский, и на «подорожник» тоже смотрел, хлопая глазами.

- Не принимаем, - наконец выдавил он.

- Тогда я бесплатно поеду, - нагло ответила я и хлопнулась на сиденье. – Водитель пожал плечами. Машине все равно было пора отправляться в рейс, а она была пустая. Он уже тронулся, когда из подворотни высыпала стайка каких-то студенток, которые замахали руками, остановили наш микроавтобус и торопливо уселись, заняв все места, а кому-то даже и не хватило. Водитель в зеркало укоризненно смотрел на меня.

Еще одна маршрутка – 120-я, под управлением многоизвестного «Питеравто». Из всех транспортных компаний он чуть не единственный решился на открытое противостояние с Комитетом по транспорту, вывесив в салонах объявления «работаем только за наличный расчет». Так продолжалось весь июнь (Комтранс рассчитывал, что перевозчикам хватит 2-х недель, чтобы приладиться к системе, и с 15 июня «подорожники» будут работать везде) и добрую половину июля.

Захожу в маршрутку, сую «подорожник» водителю. Этот оказался самым немногословным. Он просто от него отмахнулся и все. Процедил: «Садитесь, поехали» - и рванул с места.

Что ж, эксперимент можно считать удавшимся. Из 3-х поездок 2-е – на халяву. Опрошенные в тот же день друзья и родственники (они по нашей просьбе тестировали маршруты 690 и 305) также заявили, что водители предпочитают наличные деньги, а про валидаторы говорят, что «у нас их нет».

Может, их действительно не хватает? Этот вопрос мы задали в Комитете по транспорту, памятуя, что за поставку считывающих приборов отвечают именно городские власти, а не перевозчики.

- Валидаторы поступили на автопредприятия, согласно тому количеству машин, которое у них заявлено для работы на городских улицах плюс 10% резерва, - заметил пресс-секретарь Комтранса Дмитрий Игнатьев. – Бывает, что резервных не хватает, например, предприятие посылает дополнительные автобусы на какие-то маршруты, которые вдруг стали резко популярны. Например, загородные в выходные. И тогда они должны закупать валидаторы за свой счет, а они этого не делают. В любом случае, в Комитете по транспорту существует горячая линия, по которой можно сообщать о каждом нарушении, и тогда перевозчика привлекут к ответственности. В том числе – можно сообщать об отказе в принятии «подорожников». Сам я неоднократно наблюдал, как его не хотят принимать водители, например, в 188 маршрутке. Но, насколько я знаю, жалобы в июле – единичные. Почти все перевозчики уже внедрили эту систему.

Горячая линия – это телефон 5765555, где диспетчеры постоянно заняты, и дозвониться по этому номеру невозможно. Возможно, поэтому мало и жалоб. Тем более, что можно пожаловаться напрямую руководству автопарка. 

Михаил Богданов, заместитель директора компании «Третий парк», которая тоже собирает свой урожай жалоб в связи с «подорожником», утверждает, что городские власти сами виноваты в том, что эта инновация у нас никак не приживется. А что касается жалоб – их очень много. Наш народ любит, мол, жаловаться.

- Мы стремимся к конструктивному диалогу с Комтрансом. Мы неоднократно поясняли ему, что повсеместному внедрению «подорожников» в маршрутках мешают несколько технических моментов. Какие, объяснять не буду, потому что это понятно только специалистам. Нет, дело в не в том, что свои деньги перевозчик получит только через несколько дней. Вернее, не только в этом. В общем, администрация хотела показать, как у нас в Петербурге работают высокие технологии, а вышло все по-черномырдински: хотели как лучше, получилось как всегда. В общем, сейчас диалог зашел в тупик. Да, мы получили от чиновников оборудование. Да, мы раздали его водителям. Теперь от каждого конкретного водителя зависит, сможет ли он пользоваться этим валидатором, если нет – сможет ли он стрясти с пассажира наличную оплату или ссадить его, если он не захочет платить. С водителями, которые так и поступают, если потом на них жалуются, мы проводим воспитательную беседу. Но это все, что мы можем для вас сделать, потому что наши предложения об усовершенствовании системы были посланы в Комтранс, а тот не отвечает. Мяч на их половине поля… Если чиновники считают, что выделение приборов по числу машин плюс резерв – это все, чего нам так не хватало, то они ошибаются.

Другие перевозчики, в частности, «Питеравто», комментировать ситуацию отказались. А в Комитете по транспорту сообщили, что в июне им пришлось разбирать 16 жалоб на маршрутки, в которых не хотели везти за "подорожник", а в июле только 5, причем, последняя пришлась на 20 июля. Какой-то компании - особо злостного нарушителя - там назвать не смогли: все нарушают примерно одинаково, а больше всех - нелегалы, которые катаются по чужим маршрутам, но их попробуй поймай.

Резюме. В маршрутных такси валидаторы по-прежнему работают через раз. При попытке водителя навязать вам оплату наличными можно смело заявлять, что он нарушает закон, и ехать бесплатно. А дальше все зависит от ваших личных качеств и качеств водителя.

share
print