Истории

10 главных антибрендов города Петербурга

Петербургские бренды знают все. Про них написано в путеводителях и интернете. А есть еще антибренды – это такие места, вещи, названия, о которых в разговоре с гостями хочется умолчать. Но не получается: дурная слава о них уже ушла за пределы города. «Мой район» составил список петербургских антибрендов, опираясь на рассказы известных горожан.

Антибренд № 1: Аэропорт «Пулково»

Первое, что видят иногородние туристы, прилетая в город на Неве – это неимоверную толкотню и провинциальность в обоих наших аэровокзалах. Тем, кто прилетел из-за границы, приходится еще и выстаивать унизительную очередь на паспортном контроле: очень редко бывает, чтобы работали одновременно все кабинки пограничников. "Беда аэропорта не только в том, что он тесный, а в том, что он нетехнологичный. Устаревший. Больше всего он мне напоминает какое-то средней руки семейное предприятие: тут все как-то по-домашнему, - говорит директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин. – Построили дурацкие бетонные входы на пандус, которые изуродовали внешний вид здания, но внутри по-прежнему очереди на регистрацию, потому что электронные терминалы работают только на определенные рейсы". Известно, впрочем, что новый терминал уже строится и будет открыт самое позднее - через полтора года. А пока руководство "Пулково" активно внедряет регистрационные терминалы, но тут все зависит от авиакомпаний: некоторые сами не хотят внедрять электронный чек-ин.

Антибренд № 2: Петербуржцы

Понятно, что у нас много недостатков, а у кого их нет? Типично петербургской чертой социолог Роман Могилевский называет нетолерантность к приезжим, а драматург Татьяна Москвина – ненависть к талантливым людям.

«Наше природное болото давно осушили, зато появилось другое – человеческое, - комментирует Москвина. – И оно хорошо известно за пределами Петербурга, во всяком случае, среди творческих людей, поэтому у нас и нет талантливых коллективов, а есть только талантливые одиночки. Зато те, кто здесь родился и получил соответствующую закалку, стали мировыми, а не российскими звездами. Например, Бродский и Довлатов».

Социолог Татьяна Протасенко отмечает другую типично петербургскую черту – «вязкость» во время принятия каких-либо решений: «Это наследие XIX века, когда всё решал не царь, а двор, и все были мастера плести интриги. Сколько бы я ни общалась с профессионалами из других городов, всегда бросалось в глаза, что если москвич, например, скажет «да» - это и означает «да», и только в Петербурге это может означать «нет». Это не только я замечала: проводились специальные исследования. Если у городов есть пол и есть характер, а многие считают, что есть, то получается, что у Петербурга он женский, а у Москвы – мужской. Несмотря на грамматический род. Отсюда эта тяга к интригам и медлительность в выводах».

Антибренд № 3: «5-й канал»

По мнению Татьяны Москвиной, канал «роняет имидж Петербурга» года так с 2003-го. Старые сериалы, непрофессиональные новости – претензий у писательницы много.

Антибренд № 4: Универсам «Народный»

Он даже удостоился упоминания в небезызвестной интернет-энциклопедии Lurkmore: «Эпический универсам. Запах в районе отдела овощи-фрукты ностальгически напоминает амбре советского универсама». Это уже не говоря о том, что по репутации данного заведения торговли больно ударила история с активистами движения «Хрюши против».

Антибренд № 5: Жилой комплекс «Монблан»

Среди прочих градостроительных ошибок эта - самая старая и самая высокая. «Петербургские градостроительные ошибки – это не московские, потому что там все выглядит органично, - говорит директор Бюро межевания территорий Павел Никонов. – А у нас же – враждебно, агрессивно, демонстративно, как будто новые застройщики нарочно хотят противопоставить себя всему остальному городу, показать, что они эдакие конкистадоры, которые решили завоевать Старый свет».

Антибренд № 6: Апраксин Двор

Уникальное место, поскольку занимает несколько гектар в самом сердце города, в старинных зданиях, издавна признанных архитектурным памятником. Стал антибрендом из-за комичных попыток Смольного и инвесторов выселить из него торговцев и превратить в гостиничный комплекс.

Антибренд № 7: Коммуналки в старом фонде

«Да, одни скажут, что это бренд со знаком плюс, что на экскурсии в большие коммуналки специально водят людей, чтобы они сказали «вау». Другие заметят, что коммуналки есть и в других городах. Сам я считаю, что огромные барские квартиры, которые уже лет 100 не могут отремонтировать, потому что в них живет по 8 семей, - это антибренд,» - отметил филолог Павел Шапчиц.

Антибренд № 8: Западный скоростной диаметр

Первая в России платная дорога в черте города. Вместо того, чтобы радоваться этому по-настоящему европейскому веянию, горожане подсчитывают затраты и соотносят их с размерами выделенной из бюджета субсидии. В итоге получается, что первый участок трассы был целиком построен за счет налогоплательщиков, но почему-то с них берут за проезд деньги. Так, во всяком случае, заявляют ученые и экономисты после скрупулезных подсчетов.

Антибренд № 9: Пиво

«Антибрендом часто становится бывший бренд, - говорит психолог Елена Кудрявцева. – Когда качество падает, а реклама становится чересчур навязчивой. При этом настоящие ценители пива, знающие в нем толк, понимают, что оно далеко от совершенства, но вынуждены все время слушать рекламу про то, что это единственное пиво, которое признают за рубежом».

Антибренд № 10: Губернатор Георгий Полтавченко

Набор претензий к новому губернатору совсем не такой, какой имелся к его предшественнице. Валентина Матвиенко на своем посту обрела славу настоящего антибренда, далеко известного за пределами города. Это стало очевидно, когда экс-градоначальница стала председателем Совета Федерации, и тут выяснилось, что о «сосулях» и о других особенностях лексики, ярких костюмах, старых прозвищах нового спикера знают и сибиряки, и уральцы, и жители Хабаровска, не говоря уже о москвичах.

«С Полтавченко будет совсем по-другому, - говорит Роман Могилевский. -  При Матвиенко мы как-то ориентировались на европейские стандарты. А теперь всё, будет великий город с областной судьбой». Другие респонденты не могут простить губернатору данные и отозванные обещания. Например, мост через Серный остров, который то ли будут строить, то ли не будут, то ли снова будут.

share
print