Истории

10 главных проблем высшего образования в России

Всего один день остался до окончания работы приемных комиссий в вузах Петербурга: 25 июля завершается основной этап вступительной кампании. С какими проблемами высшего образования столкнутся новоиспеченные студенты? «Мой район» опросил экспертов и составил рейтинг из 10 главных проблем высшего образования в России.

1. Подводные камни ЕГЭ

Александр Ходачек, директор петербургского филиала Высшей школы экономики: «Существует возможность веерного направления документов в вузы, особенно у тех, кто имеет высокие баллы по ЕГЭ. В последний момент возникает ажиотаж, абитуриенты не очень ориентируются, куда все-таки пойти. Ограничения действуют на 5 вузов и не более 3-х направлений, но даже это рождает трудности для приемных комиссий. Общее количество поданных заявлений и количество абитуриентов различается в 2,5 раза».  

Николай Артеменко, первый заместитель председателя Российского студенческого союза в Петербурге: «Поступление по ЕГЭ проходит достаточно гладко, без апелляций. Но после приказа о зачислении 25 июля многие могут не узнать, поступили они на бюджет или нет. Допустим, на бюджетное место проходит 5 человек, а тот, кто в очереди 7-й не узнает до сентября, поступил он на нужную специальность или нет».

2. Нехватка общежитий

Алексей Воронцов, председатель комиссии Законодательного собрания по науке и высшей школе: «Сейчас выигрывают те учебные заведения, где есть общежития. Студенты с высоким баллом по ЕГЭ учитывают этот фактор, потому что многие не могут снимать жилье. В будущем этот фактор может стать доминирующим: в Петербурге молодых людей все меньше из-за демографической ямы, а в ряде регионов, таких как Закавказье и Средняя Азия, рождаемость нормальная. Поэтому приезжих студентов все больше».

Николай Артеменко: «Студентов после приказа о зачислении 25 июля могут раскидать по общежитиям, в которые они сами не хотят. Например, в СПбГУ те, кто хотел жить на улице Кораблестроителей, могут быть отправлены в Петергоф. Очередь на общежития построена очень странно, иногда в ней люди меняются просто так».

3. Нехватка абитуриентов

Алексей Воронцов:
«Если в этом году школы закончило чуть более 700 тысяч выпускников, то 6 лет назад эта цифра составляла 1 млн 300 тысяч. Качество высшего образования в России снижается, потому что количество выпускников переходит в качество, и наоборот».

4. Дипломы российских вузов не котируются за рубежом

Александр Ходачек: «В советское время за рубежом котировались дипломы Военно-медицинской академии, ЛИСИ (ныне – Архитектурно-строительный университет), ЛИИЖТ (Университет путей сообщения) и Политеха. Сегодня есть разные европейские рейтинги, но наши лучшие вузы оказываются там во второй сотне, а то и ниже. Это компенсируется тем, что у студентов есть возможность поступить в магистратуру за границей, участвовать в летних и зимних школах, публиковаться в совестных сборниках и так далее. Есть отдельные направления, в которых выпускники конкурентоспособны. У нас рынок образования свой, у них - свой, и боюсь, взаимопроникновение произойдет не скоро».

5. Отмена военных кафедр

Николай Артеменко: «В СПбГУ и в Педагогическом университете им. Герцена идет сокращение военных специальностей. Парни, которые пришли в эти вузы за военной кафедрой, скорее всего, не получат ее. На филфаке военную кафедру отменяют по решению Министерства обороны. У физиков она останется, а у гуманитариев - нет».

6. Подводные камни иностранных языков

Николай Артеменко: «В СПбГУ выпущено распоряжение, что студентов повально учат английскому языку на уровне B2. Условных химиков и технарей нельзя научить языку на таком уровне, потому что им это не очень нужно».

Александр Ходачек: «В технических вузах возникает диспропорция между знаниями, которые необходимы для сдачи ЕГЭ, и знаниями, которые предъявляет высшая школа. Не секрет, что преподавание некоторых дисциплин в средней школе оставляет желать лучшего. Требования в вузе не снижаются. В результате необходимы дополнительные часы по иностранному языку и математике».

7. «Устаревшие» преподаватели

Речь не о среднем возрасте профессорского состава российских вузов, а об общем отставании методик преподавания и нежелания их носителей перестраиваться. Наиболее деятельный возраст для научной деятельности – 70-80 лет. «В любом случае, по сравнению со школьными учителями преподавательский состав вуза выше, это другое измерение», - считает Николай Артеменко.

8. Образование не соответствует рынку

Александр Ходачек: «Возьмем мобильный телефон, по своим техническим характеристикам он существенно отличается от того, что было 10 лет назад. То же самое по рынку труда – невозможно прогнозировать, какие специалисты будут нужны через 5-10 лет. Когда вузы получают лицензию на новую специальность или форму обучения, они должны сделать 4 выпуска таких специалистов. Поэтому приходится прививать общие навыки: иностранный язык, умение пользоваться электронными ресурсами, написание аналитических записок».

9. Студенты не учатся и не работают

Значительная часть новоиспеченных студентов просто зря проведет 4-5 лет своей жизни, особенно это касается гуманитарных факультетов. По данным Международной организации труда при ООН, в России уровень молодежной безработицы составляет 16%. В некоторых регионах до 40% выпускников вузов не могут найти работу. Значительно повышает шансы на трудоустройство стажировка на 3-4 курсе, но на нее идут не все. Атмосфера, в которой на все наплевать, заразительна, поэтому все чаще звучат разговоры о том, что система высшего образования в нынешнем ее виде порождает люмпенов.

10. Система проверки знаний устарела

Шпаргалки заменили мобильные устройства, которые все сложнее отслеживать, а курсовые и рефераты доступны в 2 клика в интернете. Возможно, высшее образование должно проверять навыки, а не знания, или лучше бороться со списыванием. Проверку знаний в нынешнем виде вряд ли можно назвать репрезентативной.

share
print