Истории

7 новых политических фильмов о России

Как документальное кино отреагировало на феноменальную гражданскую активность последних месяцев в России? «Мой район» представляет подборку лучших отечественных и иностранных фильмов о политике. Что в большей степени соответствует нашему времени - гражданский героизм или бессилие?

1. «Зима, уходи!» (Россия, 2012)

Фильм, посвященный протестному движению 2011-2012 годов, снят по инициативе «Новой газеты» выпускниками Школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. 10 молодых режиссеров 2 месяца снимали события прошедшей зимы: про тех, кто делает политическую погоду, и про тех, кого эта погода не устраивает. С кем из петербургских оппозиционеров встречается «фюрер» Алексей Навальный во время посещения нашего города? Как нарисовать портрет режима, макая голову в ведро с краской? И что говорят о Владимире Путине простые рабочие, таксисты и пенсионеры?

«Зима, уходи!» - тип не политического, а «этнографического» кино, - считает основатель клуба «Синематека» Леонид Циткин. - Люди не столько высказываются и аргументируют свою позицию, анализируют политическую ситуацию художественными средствами, сколько внедряются в среду, чтобы зафиксировать ее. С тем же успехом можно фиксировать жизнь какого-нибудь африканского племени. А политическое кино отстраняется от отдельных личностей, пытается препарировать, проанализировать и мистифицировать происходящие в обществе процессы. В любом случае, фильм получился интересный. Возникает вопрос, откуда такая комедийная интонация. Они так снимали или события и люди провоцируют на такой тон?»



2. «Гражданин поэт. Прогон года» (Россия, 2012)

Фильм о проекте Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова и Андрея Васильева, ставшем одним из главных символов событий, происходивших в стране в последние месяцы. В картине режиссера-документалиста, трехкратного лауреата премии «ТЭФИ» Веры Кричевской речь идет не только о популярном проекте «Гражданин поэт». Фильм – размышление о причинах стремительного побуждения гражданской позиции миллионов людей.

Картина построена на интервью с участниками проекта, людьми, которые имели к нему отношение или которым он был небезразличен. В картину вошли съемки с концертов «Гражданина поэта», гастролей по стране, репетиций, съемки за кулисами и в гримерках. Васильев ругается с Ефремовым и обменивается шутками с Прохоровым, Ксения Собчак репетирует концертное выступление, «гражданин» и «поэт» говорят о том, что чувствуют теперь, когда все позади. Саундтреком к ленте стала песня Бориса Гребенщикова «Достоевский».



  •  IMG_5515.JPG
  •  IMG_5534.JPG
  •  IMG_5546.JPG
  •  IMG_5551.JPG
  •  IMG_5570.JPG
  •  IMG_5573.JPG
  •  IMG_5574.JPG
  •  IMG_5575.JPG
  •  IMG_5576.JPG
  •  IMG_5580.JPG
  •  IMG_5583.JPG
  •  IMG_5584.JPG


3. «Нулевые» (Россия, 2012)

«Нулевые» – неприкрытая критика путинского режима, хроники утраченного времени. Фильм рассказывает о коррупции, цензуре, мигалках, эмиграции и иммиграции, сырьевой экономике и многом другом, о чем на центральном телевидении говорить не принято. В качестве спикеров выступают в основном люди, находящиеся в открытой оппозиции к власти, причем слово дано не только представителям либерального движения (Владимир Рыжков, Леонид Парфенов), но и «патриотам» и «националистам» (Сергей Кургинян, Александр Белов). Автор фильма Вадим Востров: «Мы в регионе (Красноярске) вынуждены снимать такое кино, которое должны снимать федеральные каналы, только потому, что они не имеют такой возможности».



4. «Поцелуй Путина» (Россия, Дания, 2011)

Фильм датского режиссера Лизе Бирк Педерсен о взлете и падении Маши Дроковой – одного из лидеров российского молодежного движения «Наши», вынужденной выбирать между разными политическими силами. Маша стучит на своих друзей за то, что они сжигают книгу Владислава Суркова, ездит по Москве на белом респектабельном автомобиле, потом раскаивается и смотрит на вещи критическим взглядом.



5. «Горький вкус свободы» (США, Швеция, 2011)

Документальный фильм основан на уникальном материале – бесед журналистки Анны Политковской (1958-2006) с режиссером Мариной Голдовской. В фильме, снимавшемся напротяжение 20 лет, показана история женщины, которая поплатилась жизнью за свои убеждения. Марина Голдовская: «Для кого я создавала этот фильм? В первую очередь для россиян. Они как никто другой могут понять душу этой женщины. Я хотела тронуть сердца людей в наш век циничного прагматизма».



6. «Ходорковский» (Германия, 2011)

Документальный фильм о жизни нефтяного магната Михаила Ходорковского, прошедшего путь от комсомольского лидера до капиталиста и ставшего впоследствии самым известным узником России. Кирилл Туши работал над фильмом 5 лет. В ходе съёмок он взял интервью у более 70 человек: в сумме на 180 часов. При этом съёмочные материалы и аппаратуру дважды крали. Премьера состоялась в феврале 2011 года на Берлинском кинофестивале и вызвала большой ажиотаж – кинозалы не могли вместить всех желающих.

«Вряд ли иностранные режиссеры могут рассказать о нас то, чего мы не знаем, - считает кинокритик газеты «Коммерсантъ» Михаил Трофименков. - Как правило, они подходят к вопросу, имея заранее представление о том, кто прав, кто виноват. Или наоборот претендуют на объективность, как Кирилл Туши в фильме «Ходорковский», который абсолютно обнуляет эту фигуру. О Ходорковском нужно делать кино, но нужно делать совершенно другое кино. Политическое кино можно делать только изнутри».



7. «Белорусская мечта» (Беларусь, 2011)

Что такое Беларусь 2010-2011 годов? Журналист российского «Первого канала» Екатерина Кибальчич искала ответ – так появилась «Белорусская мечта». Рассказ о том, как режим может сломать человека. И как в государстве с тотальным контролем можно быть счастливым несмотря ни на что. Первый независимый фильм о выступлении белорусской оппозиции после выборов 2010 года перекликается со всем, что происходит в России последнее десятилетие.



Мнение экспертов

Существует ли в России политическое кино и кто его зритель?

Леонид Циткин, основатель клуба «Синематека»: «Зрителя документального политического кино у нас нет, хотя запрос на него есть – в основном у молодежи, которая интересуется не столько политикой, сколько кино. Дело в том, что 99% серьезной документалистики прошлого в России невозможно достать. Для будущих документалистов, студентов Университета кино и телевидения, открытием являются фильмы Эрвина Лейзера («Моя борьба»), Клода Ланцмана («Шоа»), Фредерика Россифа («Умереть в Мадриде»). Эти фильмы никогда не выпускались и широко не пропагандировались».

Михаил Трофименков, кинокритик газеты «Коммерсантъ»: «Документального политического кино в России нет. Прецедент – это фильм Алены Полуниной «Революция, которой не было» 2008 года. Такое кино можно увидеть только в интернете и на каких-то более политических, чем кинематографических площадках. В игровом кино можно было ожидать, что в 90-е годы появится политическое кино а-ля итальянское кино 70-х годов. Вся фактура, экономическая и гражданская к этому располагала. Попытку предпринял Виктор Сергеев с фильмом «Шизофрения». Фильм не получился, но это была единственная попытка осмыслить происходящее в русле криминального и политического кино. Очевидно, режиссеры боятся. Недавно в России появился первый политический фильм – «За Маркса» Светланы Басковой, он получил гран-при фестиваля в Вологде. Это Годар наших дней, не политическое кино, а «кино, сделанное политически».

share
print