Истории

21 новый закон, который не нужен Петербургу

Законодательное собрание Петербурга ушло на каникулы. Но осенью депутаты вернутся и с новыми силами напринимают новых законов. Главный редактор журнала «Город 812» Сергей Балуев мечтает о том, что когда-нибудь парламентарии будут отдыхать до Нового года.

Когда в Петербурге должно заканчиваться лето

Несмотря на дожди, в Петербурге окончательно наступило лето. Лето в Петербурге наступает, когда депутаты городского законодательного собрания уходят в отпуск. Не то, чтобы депутаты много значили в политической системе города, но когда ЗакС уходит на каникулы, чиновники Смольного думают – а мы что, дураки, чтобы работать? - и прекращают активность. Глядя на затихший Смольный, оппозиционеры замирают – ждут, когда власти сообщат, что лето закончилось, и можно приступать к митингам. Вот так в Петербурге окончательно наступает лето.

В этом году лето в Санкт-Петербурге, по утвержденному городским парламентом графику, продлится до 30 августа. Потом все должны вернуться к прежним обязанностям: управлять, обсуждать, маршировать и пр. Под словом «управлять» власти в Петербурге понимают в первую очередь появление новых законов. Очень им это дело нравится – принимать законы. Объясняют они нужность новых законов тем, что правовое поле у нас не до конца засажено параграфами. И надо еще сотней-другой пунктов чего-нибудь регламентировать.

Уже известно, какие новые законы должны появиться в Петербурге осенью-зимой.

Во-первых, властям надо будет придумать, что делать с лишними деньгами, которые появятся в бюджете города. По весне Смольный уверял, что по вине федеральных законодателей компании вроде «Газпрома» перестанут платить налоги в бюджет города. В бюджете, сказали в Смольном, появится большая дыра, и поэтому бюджет быстро сократили. Вместе с бюджетом сократили и проекты тоннелей и мостов. Теперь выяснилось, что в этом году «Газпром» будет платить налоги как раньше, и поэтому деньги в бюджете снова появятся. И их надо будет как-то поделить. Но закрытые мосты и тоннели это вряд ли спасет - не дадут на них денег. И пенсионерам тоже не дадут: если сейчас дать, они на следующий год опять захотят.

Еще осенью будут:

- уточнены границы с Ленинградской областью (ничего кардинального),

- установлена ответственность для тех, кто будет мешать уполномоченному по правам человека (пока, впрочем, уполномоченный ни на кого и не жаловался),

- уточнены категории тех, кто имеет право на социальные и пенсионные доплаты,

- определен порядок отзыва губернатора СПб,

- установлен перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения,

- разработан механизм оптимизации дорожного движения в Петербурге (единственный закон из списка, имеющий интригу, – как власти собираются оптимизировать это движение?).

Ну и так далее – всего депутаты вместе со Смольным обещали принять 21 новый закон. Правда, в этом перечне нет ничего про реконструкцию исторического центра – а к концу этого года Смольный обещал такую программу до конца придумать (но вряд ли эту программу примут – потому что неясно, как решить главный вопрос: каким образом выселять из старых, но неаварийных домов жителей, если они этого не захотят).

В любом случае, 21 новый закон – это не очень много по сравнению с 73 законами, которые депутаты приняли за первую половину 2012 года. Но скорее всего, число законов на деле увеличится.

Это неизбывное желание все записать на бумаге, если верить философу Сальвадору де Мадариаге, восходит к Наполеону. То есть к французской идее строительства общества на интеллектуальной основе. Что делает в Москве Наполеон? Наполеон в Москве подписывает декрет, определяющий государственный статус «Комеди Франсез», чтобы затем столетиями чиновники и депутаты разбирали ссоры между актерами.

Впрочем, сам Мадариага считал попытки строить общество на основе логики и интеллекта в большинстве случаев ошибочным. И уверял, что Россия никак не сможет попользоваться французским опытом, потому что Россия по своему характеру - бескрайняя равнина. Ее народ лишен как склонности к действию, так и формы в своем уме. В общем, говорил Мадариага, у России стать Францией никогда не получится. И слава богу.

И китайцы вот советовали свести до минимума законодательный раж. Потому что дьявол кроется в мелочах, изменишь одно, и все полетит к чертям. Если прадедушка сказал, что нельзя дергать кошку за хвост, а в Новый год надо наряжать елку, значит, он знал, почему второе надо, а первое не надо делать.

Так, однажды Цзы-гун, который был учеником Конфуция, с удивлением узнал, что законы династии Инь особенно сурово карали того, кто выбрасывал золу на улицу.

- Почему? - спросил Цзы-гун у Конфуция. - Почему существуют такие непонятные законы?

Конфуций ответил:

- Инь знали, как править государством. Когда золу выбрасывают на улицу, ее частичка может попасть прохожему в глаз. Прохожий непременно рассердится. Рассердившись, полезет драться. Драка - это серьезное дело, она затрагивает честь всего рода. Надо быть бдительным в мелочах, чтобы избежать больших несчастий.

Вывод: лучше, если бы в Петербурге лето заканчивалось не 30 августа, а где-нибудь к Новому году.

share
print