Истории

Почему на автобусе в Петербурге так легко заблудиться

Неизбывная проблема Петербурга, с которой сталкиваются и горожане, и (особенно) гости: невнятная, а порой и просто недостоверная система информирования в общественном транспорте. На многих остановках нет карт с маршрутами автобусов и трамваев, а кондукторы (даже если они наличествуют) порой не знают, куда они едут. «Мой район» разбирался, почему так происходит и есть ли этому конец.

Увезли подальше

Остановка у метро «Горьковская», трамвай №40. Петербурженка Н. заходит в салон: «Едете до Выборгской?». Кондуктор утвердительно кивает: доберетесь вы до своего Большого Сампсониевского проспекта. Вон, и на табличке написано. …В итоге трамвай неумолимо едет в диаметрально противоположную сторону, к метро «Петроградская». Пока суть да дело, потерян час жизни.

Скорее всего, каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с такой проблемой: сел в автобус в не очень знакомом районе – и в итоге уехал к черту на кулички. Потерял время, нервы и немного – веру в страну.

«Тяжелее всего с трамваями, надо на расстоянии от тротуара до середины проезжей части разглядеть, что у него на боку написано. Я как-то торопилась очень в сторону «Академической» с «Пионерской», там обычно пробка до Светлановской площади, поэтому удобнее было ехать на трамвае. Но я очень редко ими пользуюсь и маршрутов не знаю. Стояла, напрягала зрение, чтобы прочитать, идет трамвай до какой-нибудь станции красной ветки метро. Но даже с моим великолепным зрением мне это не удалось, села в маршрутку», - рассказывает петербурженка Галина.

Кто виноват

Одним из главных источников информации о маршрутах общественного транспорта для рядового пассажира по старинке остаются кондукторы. В настоящий момент, по экспертным оценкам, кондукторов в городе серьезно не хватает – 15-20% (в каждом предприятии – по-разному).

На сервисе «Яндекс.Работа» в настоящий момент – 26 объявлений о приеме на работу кондукторов в Петербурге. Предлагаемая зарплата от 13 до 22 тысяч рублей. Семью особо не прокормишь, в Таиланд на отдых не съездишь. ГУПы «Пассажиравторанс» (отвечает за автобусы) и «Горэлектротранс» (трамваи, троллейбусы) берут на работу строго граждан России и Белоруссии. Коренные петербуржцы с идеальным знанием топографии города встречаются среди кондукторов, ясное дело, нечасто.

«Гражданин России гражданину рознь. Кондуктор мог приехать из глухой деревушки с Алтая. И даже русский язык плохо знает. Вдобавок для него большой город – стресс, да, и такие кадры встречаются, - рассказывает председатель общественного движения «Петербуржцы – за общественный транспорт» Владимир Федоров. – С другой стороны, есть приезжие из больших городов – Самары, Вологды – которые достаточно быстро привыкают, спокойно ориентируются и могут ответить на вопросы пассажиров. И местные не всегда знают топографию, кстати. Вот на центральные маршруты подбирают грамотных людей, с головой: они могут сказать, где какой музей, где памятник стоит интересный. На моих глазах было: иностранцы спросили у кондуктора что-то, а он им ответил на английском языке. Но это исключение. Понятно, что это низкоквалифицированный труд».

Единственное, что требуют от потенциальных кондукторов при приеме на работу – выучить названия остановок по маршруту следования конкретного автобуса или троллейбуса. Некоторым кондуктором даже такое интеллектуальное упражнение не по силам: они записывают информацию в блокнот и по мере возможностей озвучивают пассажирам. Рассказать, например, «где выйти, чтобы пройти в больницу», такой сотрудник уже не в силах.

Что сделают

Смольный не первый год пугает тем, что ликвидирует такую профессию, как кондукторы. Ранее даже ставили срок: к концу 2011 года кондукторы исчезнут из наземного общественного транспорта. С активным внедрением валидаторов вновь пошли слухи о том, что всех кондукторов поувольняют или переквалифицируют. Но этого в ближайший, минимум, год не случится.

Разумеется, исчезновение кондукторов не решит проблему с информированием пассажиров общественного транспорта – а только усугубит ее. По-хорошему, Петербургу уже лет 10 назад стоило перенять европейский опыт и оснастить остановки и сам транспорт относительно незатратной инфраструктурой. Это:

1. Большие карты маршрутов следования общественного транспорта на каждой остановке. Проблема, однако, заключается в том, что остановки курирует не Комитет по транспорту, а Комитет по печати. По какой-то кармической причине два органа исполнительной власти договориться между собой не могут. А, может, и не пытаются.

2. Электронные табло с бегущей строкой, хотя бы на узловых остановках: показывают время прибытия/задержки транспорта, маршрут следования автобуса или трамвая. В Новосибирске городские власти нашли средства и желание на установку системы интерактивных табло. В Петербурге – вроде бы смутно планируется, но процесс сопровождается гигантскими техническими трудностями.

Что сделано

- В первой половине 2000-х годов на остановках в Петербурге начали появляться «желтые таблички» с обозначениями маршрутов. Таблички, в основном, крепят высоко над землей: подальше от вандалов. А также от пассажиров. Номер автобуса или троллейбуса на таких табличках еще читаем, а вот для того, чтобы разглядеть остановки, приходится изрядно напрячь зрение. Зачастую – без ощутимого успеха.

- Общественный транспорт стали оборудовать системой голосового информирования об остановках. По словам Владимира Федорова, в центре такая система работает практически на 100% маршрутов (поскольку там новый подвижной состав), на окраинах же все гораздо хуже: «Это сложная электроника, на старом подвижном составе она работает с переменным успехом, часто выходит их строя. Часто бывает, что водитель самостоятельно объявляет остановки». А обычно - не объявляет вовсе.

- Наконец, с недавних пор в интернете заработала тестовая версия «Портала общественного транспорта Санкт-Петербурга». Но и тут не все слава богу. Пока что техника дошла лишь до того, чтобы в режиме реального времени отображать работу автобусов (то есть ГУП «Пассажиравтотранс»). Когда к ним добавятся троллейбусы и трамваи – неизвестно: «Маршруты других перевозчиков будут добавляться в систему по мере их актуализации», - указано на сайте.
 

share
print