Истории

Почему в петербургских дворах так мало зелени

В Петербурге исчезает зелень во дворах. За последние 5 лет ее стало меньше процентов на 20, несмотря на то, что принимались специальные законы для охраны зелени. Причин тут две: неразбериха в собственниках земельных участков и банальная жадность, причем, не только застройщиков, но и собственников квартир.

Больше всего от порубщиков последние 5 лет страдали дворы в Невском, Приморском, Красногвардейском, Фрунзенском и Московском районах. 

В редакцию «Моего района» обратился житель дома 20 по улице Дыбенко, где, по его словам, безжалостно вырубаются деревья (кусты сирени) для строительства очередного магазина в здании жилого дома. «Мне, как жителю Невского района, хотелось бы знать, есть ли разрешения на эти действия и кто за это отвечает? – писал жалобщик. – Я пока живу в зеленом районе и хотел бы, чтоб он таким и остался.» Проведенная проверка показала: вырубке подверглись не все кусты из двора, а только 2, перегораживающие проход к новому магазинчику на первом этаже дома. Но если учесть, что весь фасад некогда обычного жилого дома теперь превращен в торговый ряд, стена обнажилась, то жителям можно посочувствовать. Во-первых, в квартирах теперь шумно. Во-вторых, фасад стал некрасивее. Про воздух нечего и говорить.

«Если оценивать, в каком районе самые зеленые дворы, то пальма первенства, разумеется, у хрущевок, - сказал председатель Северо-Западного Зеленого Креста Юрий Шевчук. – Хрущобные кварталы есть в каждом районе, кроме центра и самых дальних окраин типа Красносельского района, дальнего Купчино и Долгого Озера. Они проходят таким широким поясом. И знаете, тамошние жители часто жалуются на деревья, на нарушение инсоляции. Они просят, чтобы их вырубили, потому что в окна попадает мало света из-за разросшейся зелени. Правда, когда представитель жилкомсервиса находит жалобщика и исследует окна его квартиры, то выясняется, что это уже пожилой человек и он попросту слепнет. Поэтому ему и кажется, что в комнате стало темно. А вовсе не из-за деревьев».

Зеленые насаждения общего пользования – скверы и сады – по возможности оберегаются питерскими экологами и просто неравнодушными гражданами. С дворами ситуация иная.

Они могли бы стать настоящим украшением города, как раньше поводом для гордости было вертикальное озеленение. Остатки былой роскоши можно наблюдать на некоторых домах в Красногвардейском и Приморском районах.

Но, поскольку озеленение требует ухаживания, жители понемногу избавились от плюща и сосредоточились на придомовых кустарниках. Особенно много удовольствия они доставляли жителям первых этажей, чьи окна выходили то на проезжую часть, то на помойку. Но потом квартиры на первых этажах стали массово выкупаться для перевода в нежилой фонд. Появлялись магазинчики и маленькие офисы. Их вывески должны быть видны издалека. И кусты пошли под топор.

- Цветочный запах, особенно черемуховый, может вызвать аллергию. Ну а угарный газ с проезжей части повышает риск раковых заболеваний, хотя это проявится не сразу, - отмечает врач-пульмонолог Евгения Маркова. – У нас нет статистики, насколько увеличилось число детей с заболеваниями легких, но понятно, что увеличилось, при таком-то движении. Больше всего мне жалко детей, которые живут на месте бывших свалок или на насыпной территории: там свои деревья еще не выросли. Если уж и растить ребенка, то на окраине, а еще лучше в пригороде».

Что касается жильцов-первоэтажников, то у них к дворовым кустам отношение неоднозначное. «В первый год они мне нравились, - говорит Константин с Новочеркасского проспекта. – Во-первых, черноплодкой можно было лакомиться, не выходя из дома. Просто протянул руку в форточку и собирай. Во-вторых, пахло зеленью, а не выхлопами. Но потом кусты стали раздражать. У меня так расположен дом, что окна смотрят на запад, на другой дом, высотный, и солнце появляется в квартире только вечером, когда садится. Из-за кустов я его почти не видел. Пыльца оседала на окнах. От нее мороки не меньше, чем пыли, хотя пыльца, конечно, явление сезонное, а пыль – круглогодичное. Чашу терпения переполнил пьяница, который однажды в этих кустах ночевал. В общем, я решил кусты если не спилить, то подстричь. Но в жилкомсервисе мне сказали, что кусты вполне нормальной высоты, за ними следят и никакой самодеятельности быть не должно».

Житель другого квартала – в Красносельском районе – столкнулся с другой проблемой. Весной он держал в вазе вербу, она пустила корни, и у входа в парадную в итоге появился маленький кустик. Игорь посадил его ночью, чтобы не привлекать внимания соседей. Поливал. Через два года верба разрослась, но она растет в высоту, а надо бы в ширину. «Скоро, наверное, жители второго этажа возмутятся. Тогда посмотрим, что будет, - говорит Игорь. - Моя тетя устроила сад в абсолютном каменном мешке, в центре города. Просто принесла старые автопокрышки, засыпала землей и посадила в них цветы. Это была необходимая мера, потому что машины парковались вплотную к стенам домов, упираясь выхлопной трубой в окно первого этажа. Теперь там есть что-то вроде буфера. Так что все в наших руках». Потом правда выяснилось, что тетка работает муниципальным депутатом, поэтому ей куда как легче воплотить свою идею, чем обычному горожанину.

«Проблема внутридворового озеленения как раз в том, что его в прошлом году взялись оберегать, но остановились на полдороге, - говорит экс-депутат Заксобрания Сергей Малков. – В прошлом году был принят закон о внутриквартальных зеленых насаждениях, их наконец-то решили передать на баланс муниципалитетов - и это позволило бы надеяться, что внутриквартальная зелень обретет защитника. Передали – и сами муниципалитеты тут же о них забыли. Де-юре все деревья и кусты во дворах имеют хозяев, де-факто – они брошены на произвол судьбы. Хорошо, если дом находится на дворовой территории, которая принадлежит ТСЖ, но обычно ТСЖ владеет землей по обрезу фундамента – и всё».

share
print