Истории

Профессия – протестующий житель

В прошлом году почти все общественные слушания походили на шоу протеста жителей. Так было с обсуждением реконструкции Пискаревского и Рыбацкого проспектов, строительства Орловского тоннеля, благоустройства Полюстровского парка. Появились люди, которые ходят на разные слушания и делают все, чтобы их сорвать. «МР» попросил экспертов дать оценку действиям жителей.

Люди привыкли ждать от властей подвоха
 
Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ», консультирующего жителей во время слушаний и в ходе борьбы с незаконной застройкой

>У некомпетентного наблюдателя может создаться впечатление бессмысленности действий горожан на слушаниях, но это только от непонимания сути происходящего. Собственно «обсуждение» на слушаниях особой роли не играет, потому что чиновники, которые проводят слушания, не имеют полномочий выносить решений по судьбе проекта. В лучшем случае могут что-то рекомендовать.

Причину протестов я вижу, прежде всего, в том, что органы власти пытаются обмануть участников слушаний. Например, на предварительной выставке размещают неполный комплект документов. Смешивают обсуждение двух проектов или подменяют понятия («временное сооружение» – про дом с фундаментом). Или «засекречивают» протокол слушаний до тех пор, пока его будет поздно опротестовывать.

Если вы обнаруживаете, что вас обвесили в магазине, вы, скорее всего, туда больше не пойдете. Но районная администрация – это единственный «сервис-центр», который оказывает услуги по обеспечению граждан официальной градостроительной информацией. Поэтому нам приходится обращаться туда вновь и вновь. Но люди заранее приходят на слушания с ощущением, что нужно ждать подвоха.

Сегодня в городе существует несколько сотен групп жителей, которые берут на себя заботу о городских территориях. Появление одних и тех же людей на разных слушаниях связано, в первую очередь, с тем, что застройка скверов и уничтожение исторического облика города стали восприниматься как общегородская беда. Люди перезнакомились друг с другом, завязались личные контакты. «Новички» в деле защиты собственных прав довольно быстро через знакомых могут найти более компетентных земляков, которые знают, какие вопросы нужно задавать на слушаниях. Так у нас проявляется гражданская солидарность, петербургский патриотизм – не на словах, а на деле. Для города это жизненно важный элемент, потому что если этого нет, получается, что город покинут жителями.

Богатые и бедные люди на слушания не ходят – у них свои заботы

Валентин Семенов,  директор НИИ комплексных социальных исследований, доктор психологических наук

Эти инициативные люди – это первые ростки гражданского общества. Они отстаивают не только свои права, но и права тех, кто живет рядом с ними. В любой социальной деятельности есть свой психотип. Люди, которые могут вступать в полемику, и становятся частыми посетителями слушаний. Как правило, это женщины 50-55 лет и старше – в этом возрасте им уже не нужно заботиться о детях, у них появляется свободное время. Они уже получили отрицательный опыт общения с властями, это их мобилизует. У них у всех наблюдается акцентуация – то есть они переходят границы, выходят за рамки, могут быть навязчивыми, взвинченными. Но не нужно забывать, что любые борцы акцентуированы. Потому что обычные люди живут бедно, плохо, это для них нормально, и они не борются. Богатых людей это тоже не особо волнует, у них свои заботы, и на слушания они не ходят.

В психологическом смысле эффект подобных выступлений есть. Но вот есть ли он в политическом смысле? Я в этом сомневаюсь. Наши многочисленные исследования говорят о том, что каждый год люди теряют доверие к власти. По последним исследованиям люди пока еще доверяют президенту и РПЦ. Я очень удивлен этими данными, но это так. Изначально негативный настрой жителей как раз от потери доверия. И с каждым годом недовольство властью копится. Власть оторвана от народа, они даже с социологами не советуются, когда принимают решения.


share
print