Истории

Летом каждый третий петербуржец отлынивает от работы

Наконец-то в Петербурге наступило настоящее лето – радуются все, кроме работодателей. Согласно соцопросам, в хорошую погоду почти треть жителей России покидает рабочее место под благовидными и неблаговидными предлогами. И их можно понять!

В таких делах всегда две логики. Логика работодателя: платить поменьше, требовать побольше.  И логика наемного работника:  платят мало – так хоть отдохну как следует.   

И вместе им не сойтись, даже если работник - трудоголик, а начальник – демократичный лапушка.

Портал Работа@Mail.ru провел всероссийский опрос, и почти треть участников призналась: в хорошую погоду от работы они отлынивают, то есть уходят раньше на час, а то и на два.  А 5% под благовидными предлогами вообще не приходят на работу. Предлоги эти настолько разнообразны, что заслуживают отдельной таблицы.

 

Под какими предлогами Вам приходилось отлынивать летом от работы?

Ответ

Процент

Плохое самочувствие

38%

Просто говорю: «Ухожу по личным обстоятельствам»

37%

Учеба (курсы, вуз)

17%

Нужно отвезти кого-то очень важного куда-то

12%

Физическая травма

11%

Авария дома (прорвало канализацию, затопило и пр.)

11%

Ребенок (не с кем оставить, заболел, нужно отвезти куда-то)

9%

Болезнь близкого члена семьи

8%

Страх попасть в пробку по дороге на дачу

3%

Нужно ехать за визой/билетами

1%

Другое

7%

«Чаще других отлынивают от работы сотрудники страховых компаний,  менеджеры по продажам, работники в сфере туристического и гостиничного бизнеса,  - рассказывает Ольга Шматко, PR-менеджер рекрутинговой компании HeadHunter. - Реже всех удается отпроситься административному персоналу и работникам производственных предприятий – очевидно, ввиду жестко регламентированного графика работы и контроля присутствия сотрудника на рабочем месте».

Летняя лень – палка о двух концах. Сами работодатели прекрасно знают о ее существовании. И начинают подозревать всех подряд.

«У меня умерла бабушка, и я отпросилась на похороны,  – рассказывает Нина, офис-менеджер в крупной строительной фирме. –  Начальник отпустил, хотя пришлось накануне 12 часов работать. А он потом еще сказал с такой гадкой ухмылочкой:  ага, на солнышке погулять захотелось! К черту, дорабатываю там месяц и сваливаю, больно надо за 20 тысяч терпеть издевательства».

Кстати, производительность труда у мнимых и настоящих прогульщиков не падает: 24% просто начинают работать быстрее, а 39% отказываются от обеда и перекуров, лишь бы свалить пораньше.  И их можно понять:  80% работников страдают от синдрома  эмоционального выгорания – проще говоря, им плохо от работы, причем каждому пятому плохо физически. Российские работники испытывают регулярные головные боли и бессонницу, и если не отлынивать – на работе можно сгореть. Или свариться. Иногда – в буквальном смысле слова.

«Российское государство унаследовало от Советского Союза частично прогрессивный трудовой кодекс, с массой поблажек вроде декретного отпуска,  которых нет даже в развитых странах Европы, -  говорит Владимир Плотников, специалист Межрегионального профсоюза работников автотранспорта. - В частности, трудовой кодекс и санпин предусматривают ограничения во время работы в жарких условиях. Если температура превышает 28 градусов – работать можно на час меньше. А если 32 градуса – можно разворачиваться и уходить с работы домой! Естественно, российские работодатели соблюдать эти вещи не хотят, а кондиционеры поставить - жаба душит. На некоторых автозаводах Ленобласти температура в цеху доходит до 38 градусов!  Так что  отлынивание от работы – не всегда грех или разгильдяйство. Иногда это наш прямой гражданский долг!»

Офисный планктон предпочитает договориться с начальством по-хорошему - уйду сегодня на час раньше, а в дождик на два часа позже. А у работяг одна дорога: итальянская забастовка. Способ проверенный, известен 100 лет.

«Мы с ребятами поступили очень просто, - говорит Павел, рабочий сборочного цеха. -  По документам требуется определенное количество трудовых операций за смену.  Ну мы и стали делать так, как по документам.  Вроде и не откашиваем внаглую, а вроде и хозяину ущерб, потому что в обычные дни дерут с нас три шкуры. Ну, мы и добились своего: кондиционер нам все-таки установили. А в соседнем цеху ребята побоялись бастовать, так у них сейчас там температура под 40».

Разумеется, все это не касается людей, которые действительно увлечены своей работой. Они готовы пахать круглосуточно, без выходных и кондиционеров. Но таких в России наберется едва ли 10%.

«Если коротко определить лень – это реакция человека на заведомо бесперспективное для него дело. Своего рода энергосбережение, - говорит психолог Виктор Пономаренко, специалист по профориентации. - Сезонность лени очевидна. Лень возрастает в теплое время года в преддверии отпусков, канун уикендов, когда внешние факторы все время напоминают о возможности отдыха. А поскольку мотивация к труду у большинства людей внешняя – заработать денег, получить или поддержать социальный статус – то эта хрупкая внешняя мотивация легко разбивается первым солнечным днем. Подавляющее большинство людей работает на условиях крайней внутренней мобилизации, форсированно, они вынуждены беречь силы. А все, что человек делает с любовью и хорошо – его не утомляет».

share
print