Истории

Петербургское метро: каким оно будет на самом деле

Петербуржцы должны любить метрополитен таким, какой он есть, - это единственный вид транспорта, который довозит пассажиров (пусть и изрядно помятых) по нужному маршруту и не стоит при этом в пробках. Но обольщаться в отношение подземки не стоит: эскалаторы будут ломаться и простаивать, цены на жетоны расти, а часы работы останутся прежними. Почему транспортная монополия не развивается нужными городу темпами?

Депутаты Законодательного собрания предложили губернатору перевести метрополитен на круглосуточный режим работы. Автор запроса Борис Вишневский предлагает увеличить время работы всех станций до часа ночи. А в выходные, праздники и в период разводки мостов ввести ночной режим для подземки с увеличением интервала движения поездов. Именно так работает метро в Берлине, Стокгольме, Вене, Барселоне и других европейских городах.

«Увеличение времени работы в метро – это высокие эксплуатационные затраты, - говорит доцент кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СПбГАСУ Елена Ногова. - Ночью не такой большой поток. 24 часа в сутки должны ездить поезда. 24 часа в сутки должно работать освещение. 24 часа в сутки должны работать дежурные. С учетом того, что город ночью свободен, хорошо бы организовать нормальный ночной автобус, который ходил бы по продуманным маршрутам, и люди знали, что он ходит. Была попытка ввести ночной автобус, но никто, честно говоря, не знал о нем».

«Нужно просто понять, как это организовано технологически и экономически, но затраты на организацию наземных маршрутов все-таки были бы меньше. Нехорошо, что ночью ни на чем, кроме такси не доехать», - считает Елена Ногова.

  • _MG_1318__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_1316__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_1319__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_1329__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_1485__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_1486__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов



На идею круглосуточного метро депутат Законодательного собрания Алексей Тимофеев из «Единой России» отреагировал так: «На время чемпионата Европы увеличили время работы метро в Харькове. Для профилактики метрополитена нужно четыре часа. Я бы лично проголосовал за то, чтобы метро работало на два часа дольше. Во времена, когда я ходил в школу, метро закрывалось в час. Потом Собчак время работы сократил. Он вообще много чего сокращал. Его самого сократить бы не мешало!»

Круглосуточное метро (даже в выходные и праздничные дни) – это излишняя роскошь, считает директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарачев. «А куда мы денем технологические перерывы для ремонта, замены шпал, мойке тоннелей? А кого катать – посетителей клубов? Для них существуют легковые такси, частный извоз. Театры закрываются рано, поздний сеанс кино – тоже излишество. Для неработающей публики тратить бюджетные дотации считаю неправильным», - заявил ученый из Москвы.

Для Петербурга увеличение времени работы метрополитена – это не услуга для праздношатающихся, а вынужденная необходимость. Так считает депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. «Как доберутся до Васильевского острова люди, живущие там, если они приехали на поезде или прилетели на самолете в сезон разводки мостов? Условно говоря, около двух часов ночи. На Васильевский остров можно попасть только на вертолете. Это не праздно шатающиеся граждане… На Васильевском острове живет больше 200 тысяч человек. У некоторых возникает потребность добраться домой и ночью».

  • 222 090.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 004.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 007.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 025.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 026.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 044.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 046.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 050.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 054.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 058.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 062.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 067.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 077.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 082.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 085.jpg

    фото: Евгений Бабушкин



Сколько будет стоить жетон, если исполнительная власть выполнит требование оппозиции? «Для начала я бы хотел дождаться от губернатора ответа на депутатский запрос, где я просил сообщить мне, какова будет цена этого вопроса, - говорит Борис Вишневский. - Какие расходы мы понесем, если работа метро будет продлена до часа ночи. Какие расходы мы понесем, если метро будет работать в круглосуточном режиме. Какие расходы мы понесем, если круглосуточный режим будет распространяться на выходные и праздничные дни. Увидим цифры, будем оценивать реалистичность тех или иных вариантов. Если движение будет круглосуточным, можно увеличить интервал, по которому ездят поезда».

«На метро выделяется явно недостаточно средств – в несколько раз меньше, чем в Москве. Метро у нас в городе должно стать одним из приоритетов. А у нас другие приоритеты: Орловский тоннель, футбольный стадион, все эти бесконечные намывы, западный скоростной диаметр. Они никак не решают транспортную проблему в нашем городе. В бюджет на 2012 год вносились поправки от комиссии по городскому хозяйству, в которой я заседаю. О том, что в ближайшие годы от 5% до 7% должно выделяться на развитие метрополитена. Наше парламентское большинство эту поправку отклонило. Администрация города выступила категорически против».

Помимо длительного перерыва в работе петербургское метро – это еще и ломающиеся эскалаторы. Даже на станциях, где их недавно отремонтировали. «Старые эскалаторы свой ресурс выработали, их нужно заменять, - говорит Елена Ногова. - Другое дело, мы потеряли традиционные старые технологии. Сейчас появились новые поставщики, но у них технологии не до конца отработаны. Новые эскалаторы устанавливали, у них были проблемы с запуском. Старые эскалаторы нужно менять, но устанавливая новые, нужно смотреть, чтобы они отработали некий период. Остановки эскалаторов ведут не к авариям с жертвами и пострадавшими. Поработать с поставщиком – и будут нормальные эскалаторы».

За развитие петербургского метро мы платим дважды - как налогоплателищики и пассажиры. Выходом могут стать частные ветки подземки, как в Токио (9 веток из 13). Частная ветка строится в Индии в Нью-Дели и в Праге. В России Минтранс опубликовал проект закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который позволит осуществлять перевозки под землей негосударственным компаниям. В министерстве рассчитывают, что тем самым можно будет привлечь средства частных инвесторов и строить подземку быстрее.

В Петербурге проблема медленного развития метро остается одной из самых болезненных, в том числе для застройщиков. В большинстве стран метро работает на условиях концессии с участием частных кампаний и муниципального бюджета. Потому что много где инфраструктура принадлежит одной компании, оператором выступает другая. В ряде европейских городов инфраструктура принадлежит частникам на условиях концессии. Как правило, в числе акционеров присутствует муниципалитет или регион.

Борис Вишневский: «Петербургский метрополитен – это монополист. Ни в коем случае монополист не должен быть частным. У вас сегодня частный монополист, завтра плата за проезд будет неизвестно какая. Метрополитен – это часть общественного транспорта, оказывающая публичные услуги. Это рядом с автобусом государственным можно частную маршрутку пустить. А рядом с метрополитеном будете рыть еще один тоннель. Это то, что называется естественная монополия. Система, при которой конкуренция нерентабельна. У меня в квартире один водопроводный кран, а не два конкурирующих».
 

share
print