Истории

Русского зрителя вырастили в пробирке и кормят «Любовью-морковью»

Русское кино – по-прежнему одно из лучших в мире, только об этом никто не знает. Потому что настоящие синефилы экономят деньги и сидят на торрентах, а в кинотеатрах публику потчуют поделками стократ худшими, чем голливудские. Спасение - в интернете. На вопросы «Моего района» ответил Юрий Арабов – один из лучших российских сценаристов, соавтор Александра Сокурова и обладатель каннского приза за лучший сценарий.

– Сейчас на разные лады повторяют, что в России все очень плохо с кино. Это правда?

–  У нас один из самых сильных  кинематографов Европы. Это не пустые слова и не пустой патриотизм.  Достаточно посмотреть список премий, которые получали наши фильмы за последние 20 лет. Тут и Канны, и Локарно, и Венеция.  В мире сохраняется интерес к русскому кино. Его особый путь в том, что оно наследует великой русской литературе 19-20 века. Это кинематограф, исследующий человека, его морально-этические проблемы и духовные вопросы.

 Но кому все это нужно? Что-то я не видел полных залов ни на Сокурове, ни на Германе.

–  В 90-е годы произошло два события.  Одно – крупное: кино лишилось финансирования, но это полбеды. Другое – не столь заметное: людей,  которые любят русское кино, отучили ходить в кинозалы. Миллионы людей, которые раньше формировались вокруг киноклубов, сейчас сидят в интернете и качают фильмы с торрентов. Возникла другая аудитория – которая ходит в кино развлечься, пообжиматься, выпить и закусить. Наши кинематографисты ее пытаются обслужить – и не могут. Аудитория эта, пробирочно созданная, конечно же, всегда будет отдавать предпочтение голливудской продукции, как более дорогой и качественной.

–  Откуда такой кризис профессионализма, почему в России снимают некачественно даже задорого?

–  Кино -  это часть жизни страны. Часть социума с теми же проблемами.   Образование упало? Падает и профессионализм. Что  вы хотите при таком низком образовательном цензе? Производство упало.  Страна, которая производит 2 тысячи картин в год, как США, не идет ни в какое сравнение со страной, которая с трудом натягивает два десятка фильмов. Масса людей осталась без работы. Сериальный формат, который утверждается в кино, не требует высокого профессионализма, а точнее, требует профессионализма определенного рода, ситкомовского. Нет, не надо кино отделять от тех проблем, что есть в стране. А главная проблема в стране – монополизм. И в кино то же самое.  Из-за крупных производителей страдают мелкие.

  • TASS_3355837.jpg

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_2120228.jpg

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_1058416.jpg

    ИТАР-ТАСС

– Выход есть?

–  Даже два. Первый – как-то возвращать миллионы людей от компьютеров в кинозал. И второй – соединять мейнстрим с авторским кино. От мейнстрима брать зрелищность, от авторского кино – глубину. В творческом плане этот путь самый перспективный, но пока на этом пути ничего особенно не происходит. Хотя наш с Александром Прошкиным фильм «Орда» сделан по этому принципу – два потока соединены в едином кинематографическом пространстве. И Сокуров в «Фаусте» идет навстречу зрителю, занимаясь монтажом аттракционов.

– Получается, умные режиссеры снисходят к не очень умному зрителю…

– Причем не очень умный зритель  – плод действий этих самых режиссеров. Специально, целевым образом создана ситуация, когда образованные люди в кино не пойдут…

– Но предположим, что не сверху, а снизу идет объединение жанров: вдруг коммерчески успешные режиссеры начнут снимать достойное кино, как в Голливуде в 70-е и 80-е годы?

– Нет такой возможности. Хотя бы потому, что в России нет коммерчески успешных режиссеров. Есть случайные картины, в основном комедии, фамилии авторов никому ничего не скажут, но при минимуме вложенных средств эти картины собрали некую прибыль, как, например, «Гитлер капут».

– Что будет дальше? 

–  Интернет сейчас обладает высоким качеством передачи. Настолько высоким, что изображение можно выводить на проекторы. Поэтому будущее я вижу в развитии интернет-кино. Во-первых, производство удешевится, а во-вторых, будет налажена коммерческая отдача, чтобы авторы начали что-то получать.  Первой ласточкой должен был стать «Борис Годунов» Мирзоева – но копия была украдена и пущена в прокат в один день с премьерой.  Мы сейчас  с Владимиром Мирзоевым делаем вторую попытку интернет-проекта. Нечто подобное уже было сделано в аудио-продукции – недавний альбом Radiohead распространялся именно таким образом, поклонники платили группе за скачивание, кто сколько может. Музыка там довольно сложная, и при этом группа вовсе не разорилась.  Так что мы на пороге абсолютно нового. Для нашей страны это оптимальный вариант.

– Только что на Московском кинофестивалие с шумом показали фильм Александра Прошкина «Орда» по вашему сценарию. Его успели обвинить и в оголтелом клерикализме, и,  наоборот, в полном безбожии. Расскажите о фильме.

–  В  последний момент заказчик понял, что не должно быть коммерчески-зрелищной, пустой картины. Что она должна быть серьезной и говорить о проблемах, которые не на виду. И я написал сценарий о жертве. Жертве, которая меняет окружающий мир. Только жертва приводит к чуду. Сценарий развивал темы некоторых других моих картин. И Прошкин снял хороший фильм. И зрительный, и глубокий. И о сегодняшнем дне.

 

Справка: Юрий Арабов – выдающийся российский сценарист.  Обладатель каннского приза за лучший сценарий («Молох», 1999) и других наград. Постоянный соавтор Александра Сокурова («Одинокий голос человека», «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст»).  Также написал сценарии к фильмам «Господин оформитель», «Юрьев день», «Полторы комнаты», «Орда» и др.

share
print