Истории

ГИБДД: дикие нравы и черные легкие

Как распределяются посты в ГИБДД и почему дорожные полицейские рано умирают? Сотрудник с семнадцатилетним стажем рассказал «Моему району», что возмущает его в системе. Мы не называем имен и должностей героев повествования, предупреждаем, что взгляд получился однобоким. При этом он вскрывает нравы, царящие не только в ГИБДД, но и во всем государстве.

«Главное, считаю, чтобы изменилась ментальность людей в силовых структурах, людей, которые выполняют свои правоохранительные функции», - министр внутренних дел Владимир Колокольцев на Петербургском международном экономическом форуме.

«Деятельность ГИБДД освещается в СМИ однобоко, - начал бывший сотрудник ГИБДД Владимир. - Речь ведется о взятках, а должна вестись – о проблемах и подвигах сотрудников! Часть вины лежит на службе, которая призвана создавать положительный образ дорожного полицейского. Часть - на начальниках, которые ни одного дня в отделе не работали».

Дмитрий Медведев в 2009 году сделал первые шаги к реформе министерства внутренних дел. О позитивных сдвигах, пронизывающих все ведомство, уже рапортуют высокопоставленные полицейские. Одна из декларированных целей – «отбор кандидатов для службы с учетом их морально-этических качеств и повышения профессионализма».

«В девяностые годы существовала полковая спецрота ГАИ, которую потом переименовали в четвертый батальон, - рассказывает Владимир. - Практически весь кадровый состав выезжал воевать на Северный Кавказ. В 1996 году там погибли два сотрудника этой роты. После реформы МВД ни одному из героев не дали роста. Люди, которые приходили в ГИБДД из ОМОНа, вынуждены снова возвращаться в ОМОН, идут в участковые и уголовный розыск, чтобы выслужить пенсию. В то же время люди, которые не знают, каково стоять на трассе зимой… которые ни одного преступника, ни одной угнанной машины в своей жизни не поймали, получают грамоты и высокие должности».

Почему в руководстве МВД появляются люди со стороны? «В полиции существует та же структура, что в любой фирме. Есть менеджмент и простые работники, - комментирует криминолог, старший научный сотрудник Социологического института РАН Яков Костюковский. - В военизированной структуре люди должны двигаться от низшего звена к высшему. Власти часто ставят на руководство силовыми ведомствами (вплоть до министров) людей, которые никак в эту систему не погружены и не в курсе царящих там нравов. Это позволяет им сосредоточиться на чистой функции. Другое дело – на государственной службе везде существует отрицательная селекция, и это ярко высвечивается».

«Распространена практика, когда человеку оказывают протекцию, и он должен продвинуться по службе, - сотрудники уступают ему должность на время, - продолжает Владимир. - Чтобы тот мог перескочить через ступень, по бумагам вопросы не возникали. Хороший парень уступил одному из блатных должность майора, но что-то изменилось, и он должность так и не вернул. А разница в должностных окладах у нас самое главное!».

«Один из дорожных полицейских совершил ДТП со смертельным исходом. Нарушения, которые совершают сотрудники ГИБДД, уголовного розыска и других силовых ведомств, по закону оформляют не полицейские, а прокурорские работники. Готовится специальная справка для руководства. Я не видел ни такой одной справки и не знаю случая, чтобы были приняты меры. Им все сходит с рук. Сотрудник потом печалился, что у него машина покорежена».

Получается, в России отсутствует конкуренция силовых ведомств, и прокурор не заинтересован в том, чтобы наказать чиновника ГИБДД? «Если какой-нибудь прокурор напьется, то кто его будет оформлять? Гаишники же! – говорит Яков Костюковский. – В силовых ведомствах происходят всевозможные трения – следственный комитет и прокуратура, менты и ГБ, трения внутри самой ментовки… Это не то же самое, что у нас с вами в гражданском обществе. Вспомните дикий случай, когда работник прокуратуры в Сибири получил восемь лет условно за убийство на дороге. Это корпоративный интерес, даже не честь мундира. Если что-то случается в органах, то не когда они в скрипучую полемику вступают, а когда действительно лоханулись, органы выступают консолидировано».

Корпоративный интерес органов внутренних дел не распространяется на корпоративную униформу. В рамках реформы в начале 2012 года Дмитрий Медведев представил новое обмундирование дорожных полицейских. Форма стала легче, а на ботинках-берцах появились антигололедные шипы. Прежним оставили только цвет.

«Форма жутко неудобная, - рассказывает Владимир. - Я начинал, мы в сапогах стояли, зимой – в настоящих тулупах. Теперь зимой невозможно стоять! В нашей службе большинство не доживает до пятидесяти лет, некоторые за сорок уже смертельно больны. Если посмотреть, легкие черные от работы на дороге. А у тех, кому посчастливилось уйти на кабинетную работу, сдают нервы и сердце. Ответственных людей шпыняют те, кто на дороге ни дня не проработал».

Весной начался второй этап реформы МВД. Исправить имидж дорожных полицейских не смогла новая форма и новые начальники. Видимо, следующая генерация дорожных регулировщиков должна состоять из морозоустойчивых роботов.

share
print