Истории

Питер Гринуэй: «Смотреть кино - это очень тупое занятие»

Британский режиссер Питер Гринуэй приехал в Петербург. В Доме кино фильмом «Книги Просперо» открылась ретроспектива его творчества. Как ожидается, режиссер уедет из Петербурга 18 июня. В этот день также пройдет аукцион, на котором будут продавать его картины. Питер Гринуэй рассказал, почему кино уже умерло и ответил на вопросы «Моего района».

О смерти кино

«В начале 90-х я поменял свое отношение к кинематографу. Мой фильм «Книги Просперо» (1991) по пьесе Вильяма Шекспира «Буря» знаменует для меня конец аналогового века и начало цифрового века, который несет много неожиданного, нового, и который, по моему мнению, изменит само понятие кинематографа. Я думаю, вы слышали мои вечные стенания о состоянии современного кинематографа. Я это повторяю уже давно и, думаю, к этому времени многие разделяют мое мнение, что кино умерло. Я могу назвать печальную дату смерти – это 31 сентября 1983 года, когда миру был представлен «заппер» (английское сленговое обозначение пульта дистанционного управления ТВ – прим. «МР»).

Я думаю, вы согласитесь со мной, что кинематограф – это довольно пассивное занятие. Вы сидите в каком-то старомодном зале, и что происходит дальше? Гаснет свет, вы сидите в темноте и смотрите в одну точку на экран. Какого хрена? Жан-Люк Годар однажды сказал, что если человек сидит в темноте и смотрит в одну точку, он не замечает 270 градусов того, что происходит вокруг и чем богата жизнь.

  • q1.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • q2.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • q3.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • q4.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • DSC_1281.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1152.JPG
  • DSC_1166.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1169.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1175.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1227.JPG

    фото: С.Николаев



Если вы любите художественные фильмы, а это примерно 120 минут экранного времени, вы увидите апогей современного киноискусства. Но все это время вы будете сидеть без движения. Подумайте сами, даже во сне вы чаще меняете положение. И поскольку человек абсолютно не предназначен сидеть 120 минут в темноте и смотреть в одну точку, вы согласитесь со мной, что кино, которое появилось в 1895 году, - это очень тупое занятие.

Если вы ностальгируете по фильмам, которые видели ваши отцы и деды, и не верите, что кино умерло, то через 5-10 лет это станет очевидным. 117 лет – очень большой срок для такой технологии и эстетической категории, как кино. Я думаю, что к этому времени вы посмотрели все возможные жанры, все сюжеты, повороты, варианты места и действия, и теперь ясно, что больше так продолжаться не может, и мы должны изобрести что-то новое, то, что отвечает нынешним социальным условиям. Мы не должны переливать молодое вино в ветхие мехи. Молодое вино нужно вливать в новые мехи! Интересные люди полны противоречий, и за последние двадцать лет у меня была возможность поэкспериментировать с новыми цифровыми технологиями. За это время киноаудитория в Европе уменьшилась в разы. И водрузив свой флаг в цифровой эре, я смотрю через плечо на золотую эру европейского кино с 1959 по 1973 годы».

- Как Вы считаете, можно ли судить о российской аудитории по российским фильмам? Какие фильмы или режиссеры сформировали ваше впечатление?

- Не думаю, что Россия добилась больших успехов в кино за последние двадцать лет. Может, вы назовете каких-нибудь режиссеров, я не припоминаю ни одного. Я увлечен наследием Сергея Эйзенштейна, лучшего режиссера в истории кино. Безусловно, ощущение России передают художники Казимир Малевич и Василий Кандинский и великий режиссер Всеволод Мейерхольд. Вообще, я неплохо знаю этот период в российском искусстве. Но сейчас кино – это не то, чем вы можете гордиться.

- У молодых людей в России формируется ощущение, что мы находимся в преддверии культурных и политических изменений в духе 1968 года. Как вы думаете, Россия могла бы стать более свободной, толерантной страной?

- Слушайте, в 1963 году мне было 21. Я жил в Лондоне в необычайной атмосфере «свингующего» мегаполиса. Это было лучшее время, чтобы жить там. Не вижу ничего даже отдаленно напоминающего эту атмосферу здесь, в России. Люди столь меланхоличны, депрессивны, негативно настроенны и находятся под таким политическим прессом, что я даже не представляю, откуда вы взяли идею про 1968 год. У вас богатая имперская традиция, которая никуда не ушла в советское время, и (пожалуй, лучше сказать это шепотом) она возвращается снова.

- Большинство людей скачивают и смотрят Ваши фильмы нелегально через интернет. Что Вы скажете по этому поводу?

- Я совершенно не против, чтобы люди «воровали» у меня. Это невозможно контролировать полицейскими методами. Я вообще против чрезмерного контроля. Нет никакого смысла в запрещении алкоголя. Нет никакого смысла в запрещении наркотиков. Я за полное снятие ограничений на все (!) наркотики. И не должно быть ничего нелегального в том, что люди смотрят мои фильмы способом, который представляется им наиболее удобным.

- Вы говорили о смерти кинематографа. Возможно, через двадцать лет он станет полностью интерактивным?

- Я думаю, все будет гораздо хуже. Если мы переместимся на несколько десятков лет вперед и посмотрим на кинематограф наших детей или внуков, то ничего не останется сказать, кроме: «Какого хрена это было?!».

- Какая следующая форма искусства в очереди на выход? Умрет ли театр, если еще не умер?

- В Голландии, где я живу, люди все реже смотрят телевизор. Я думаю, телевидение не сохранится в нынешнем виде и перенесется сюда (показывает на смартфон). Молодые люди с лэптопами уже превратились в ходячие телевизоры. Существует пять оригинальных форм искусства: танец, музыка, литература, скульптура и рисунок. Они никогда не умрут. Они чрезвычайно дешевы, в отличие от кино, и могут существовать без аудитории.

Питер Джон Гринуэй - британский режиссёр, художник, писатель, либреттист, мыслитель, куратор многочисленных выставок. Родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте, Уэльс. В 1980 году снимает свой первый полнометражный фильм - «Падения». На Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, «Падения» получил премию «The Sutherland Trophy», присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе. Питер Сэйнсбери из Британского института кино предложил Гринуэю снять полноценный игровой фильм. Очень скоро у Гринуэя был готов сценарий фильма «Контракт рисовальщика». Успех оказался ошеломительным, и Гринуэй объехал весь мир, демонстрируя свой фильм. В 1988 году Гринуэй, представлявший на 41-м Каннском кинофестивале свой фильм «Отсчёт утопленников», получил премию «За лучший художественный вклад». В декабре 2006 года Гринуэй получил звание Командора Ордена Британской империи. Его полная фильмография насчитывает более пятидесяти картин.

share
print