Новости

Почему люди готовы объединяться по дурацким поводам

В полночь с 31 мая на 1 июня сотни человек в разных городах страны вышли на свои балконы и прокричали: «Здравствуй, лето!». По пятницам в 15.00 другие люди одновременно запускают на своих компьютерах игру «шарики». Так они декларируют: «Долой работу, близятся выходные!». Наконец, в самом ближайшем будущем – 15 августа, в день независимости Индии – сотни людей намерены купить палочки с благовониями и жечь их, где только можно. Акции, подобные описанным, ежедневно объявляются в интернете. Они не несут в себе ничего, кроме дуракаваляния, но, тем не менее, собирают порой по несколько тысяч участников.

Кажется, чем глупее акция, тем больший успех ей обеспечен (например, одновременно надуть и запустить из окна презерватив попытались свыше 2000 человек). Оппозиционно настроенные граждане видят в этом происки режима. Дескать, с помощью глупостей людей отвлекают от действительно важных вещей вроде митингов на Болотной.  Психологи считают иначе. Участие в дурацких акциях позволяет в кои-то веки перестать важничать, забыть о проблемах и просто порадоваться жизни.

«Ну, значит, это происходит так: набирают специальных модераторов за зарплату, и они целыми днями сидят и создают новые сообщества в социальных сетях. «А пойдемте завтра купаться в фонтанах?». Или: «В воскресенье все выходим в парки и делаем цветочные венки». Все, что угодно, лишь бы люди не думали о политике», - 35-летний политтехнолог Антон свято верит в теорию большого заговора. Согласно ей, все, что отвлекает людей от изъявления своей политической воли – будь то акции в интернете или Евро-2012  – является планомерной работой неизвестных могущественных сил по рассеиванию нашего внимания. «Посуди сам, - настаивает Антон. – Одними из первых на акции подписываются взрослые люди, а не молодежь. С чего бы это, а?».

С последним аргументом спорить трудно. Так, например, из трехсот с небольшим человек, которые приветствовали лето в ночь на 1 июня, только 50 были школьниками. Еще около 100 – студенты. Остальные – люди среднего возраста, сотрудники офисов, ИП, менеджеры и инженеры... Короче, тот самый креативный класс, чье место должно быть у памятника Абаю.

Ничего удивительного в этом нет, парируют психологи. Средний возраст с готовностью «подписывается» на интернет-дурачества, чтобы просто отдохнуть. Эти люди устали от политики и от лозунгов. Их обременяют заботы, долги и проблемы. И когда они видят, что кто-то в интернете объявляет, например, день хождения в семейных трусах, то с радостью присоединяются и ставят «лайк». Для них это возможность отвлечься и ненадолго сбросить  личину серьезного человека.

К примеру, мы имеем условного директора «Газпрома» Иван Иваныча Иванова. В обычные дни это суровый и требовательный человек, от которого всем делается плохо. Но вот Иван Иваныч решает участвовать в интернет-акции. Весь день он ходит по дому в семейных трусах (или приветствует лето, или надувает и запускает из окна презерватив). Дальше происходит чудо. Его снимок с акции получает миллион комментариев в Фейсбуке. Иван Иваныча добавляют в друзья незнакомые люди. Он расцветает прямо на глазах. Обстановка дома и на работе тоже становится лучше. Все улыбаются, потому что впервые видели Иван Иваныча в таком виде. Психологический эффект – как от недели отдыха на море.

Дурачества нужны, чтобы почувствовать полноту жизни, говорят психологи. Поэтому даже самые дурацкие акции найдут последователей.

share
print