Истории

В Петербурге все подорожает на 15%, а зарплаты почти не вырастут

Доллар растет, рубль падает. Реальная инфляция в России в три раза выше официальной. Это значит, что до конца 2012 года все товары и услуги – начиная с колбасы и заканчивая туалетной бумагой – подорожают примерно на 15%. Уже в следующем месяце в Петербурге вырастет квартплата. Вода станет дороже на 6%, газ – на 15%. Второе повышение тарифов ЖКХ – в сентябре.

Еще зимой Центробанк планировал инфляцию в районе 6%. Весной Министерство экономического развития выдало другую цифру  – 8,5%. Рост потребительских цен составит 5-6%, это опять же официальные данные. Некоторые люди настолько наивны, что по-прежнему им верят. 

Возьмем, например, транспорт. Почти каждый петербуржец иногда пользуется маршрутками.  В апреле они стоили 25-30 рублей. В мае подорожали до 30-35 рублей. Предположим, всех маршруточников обязали установить глонасс, потому и цены взлетели. Но общественный транспорт тоже подорожал (с 21 до 23 рублей), хотя троллейбусам и особенно трамваям никакой глонасс не нужен. То же самое в метро: зимой 25 – летом 27. Потихоньку, полегоньку только в сфере транспорта и только за полгода цены выросли на 8-20%.

Далее – квартплата. Задрать коммунальные платежи должны были еще в январе, но из-за выборов оттянули момент: иначе бюджетники испугались бы и проголосовали не за того кандидата.  Однако с 1 июля холодная вода станет дороже на 6%, газ  – на 15%. Следующее повышение – уже в сентябре. Вот она – реальная инфляция.

"Центробанк дает прогноз 6%? А с чего вдруг инфляция упадет почти в три раза? – усмехается экономист Михаил Хазин. - Нужно понимать, что официальные лица постоянно придумывают какие-то мульки, байки, отмазки. В России для расчета инфляции используется методика МВФ, которая занижает инфляцию.  Реальная инфляция в прошлом году была 15,8%. Для сравнения, в США и других развитых странах реальная  инфляция составляет 8%. То есть у нас в полтора раза больше. Почему такая высокая?  Потому что у нас нет суверенной денежной системы, мы вынуждены ждать, пока западные страны скинут на нас свои проблемы, в том числе дефляционные. Чтобы успешно бороться с подорожанием, необходимо ограничить естественные монополии – у них очень высокий прирост тарифов – и повысить эффективность бюджетных расходов. Приведу пример: с 1998 по 2002 год, пока председателем Центробанка был Геращенко, инфляция снизилась почти вдвое. И она была ниже, чем сегодня – 14%. Вот результат грамотной политики".

Легендарный Виктор Геращенко, совершивший 15 лет назад это маленькое чудо, очень сердится, когда его спрашивают о цифрах – реальных и нарисованных.

"Вы лучше позвоните моей жене – она каждый четверг ездит в магазины и рассказывает, как поднялись цены на сыр, на колбасу, на мясо, – говорит бывший председатель Центробанка. –   Один мой друг-экономист возглавлял институт статистики 10 лет и ушел. Хватит врать все время населению! – сказал этот человек. Так что по официальной статистике я вам не помощник. А неофициальную надо считать, но у меня, пенсионера, нет ни времени, ни возможностей. Я вам одно скажу: 80% жителей России живут от зарплаты до зарплаты. И если кто хотел этим летом съездить в Турцию, но забыл купить доллары – пусть теперь локти кусает…"

Конечно, растут не только цены, но и зарплаты. Однако в бюджетной сфере рост получается какой-то сомнительный. 

"Есть у нас такое понятие - расчетная величина, из нее составляется должностной оклад. Она умножается на коэффициент образования, специфики труда и так далее, – объясняет  Владимир Дмитриев, председатель петербургского профсоюза работников здравоохранения  -  Так вот, в Петербурге расчетная величина была 6463 рублей, а стала 6948. Плюс 550 рублей - это очень мало. Мы бы хотели повышения по меньшей мере на 15-20%. Чтобы перекрыть реальную инфляцию. Сейчас средняя зарплата в нашей отрасли - примерно 23,5 тысячи.  Но вы учтите, что это посчитано вместе с зарплатами руководителей, а реальный разрыв в оплате труда может составлять 5-7 раз. Например, сестра в поликлинике получает 11 тысяч..."

То же самое – у других бюджетников: учителей. Обещано им было много, а толку – шиш.

"В этом году нам зарплату повысили в среднем на 7,5%  - говорит Владимир Кузнецов, руководитель петербургской организации профсоюза работников народного образования. - У преподавателей математики и физики зарплаты выросли существенно, у работников детско-дошкольных учреждений - меньше всего.  Движение в лучшую сторону есть, средняя зарплата у нас сейчас 27-28 тысяч, но это средняя температура по больнице, учитывая морг и чахоточное отделение.  Вот если бы у каждого работника была такая!  А сейчас нянечка в детском саду получает от 6 до 9 тысяч. При нашем прожиточном минимуме - сами понимаете".

На пути к власти Путин и Медведев обещали стабильность и славили свободу. Стабильность, обещанная Путиным, пока что заключается в одном: реальные доходы стабильно не растут. Свобода, восславленная Медведевым, тоже выходит какая-то однобокая.  Это свобода работать на двух работах. Свобода видеть своего ребенка только по выходным. Свобода работать вообще без выходных. Свобода умирать в 40 лет от стресса и переутомления. Безграничная свобода. 

share
print