Истории

Когда же откроют метро "Спасская"? Когда этого захочет бизнес

На станции "Спасская" заканчивают прокладку наклонного хода – тоннеля, по которому однажды пустят эскалаторы. Метрополитен рапортовал о сдаче "Спасской" еще три года назад, но до сих пор у станции не было своего выхода. Горнопроходческий щит вгрызается в грунт со скоростью 2,5 метра в сутки, но до открытия наземного вестибюля далеко: наверху до сих пор не договорились, кто и за сколько его построит.

С прошлой осени добрая треть Сенной площади огорожена синим забором. Внутри – загадочные железобетонные конструкции,  громадный желтый кран – так называемый козловой – и черная пропасть: спуск в тоннель длиной 88 метров. Из-за строительного вагончика выглядывает заспанный человек и вежливо приветствует журналистов по-немецки.

- Что у вас немцы-то делают?

- Немцы? Да ничего они не делают. Дрыхнут! - говорит рабочий-метростроевец. -  Машинку-то мы у них купили, а программу они нам не продают. И если что с электроникой не так - они просыпаются и чинят. Денег получают уйму.

- А вам сколько платят?

- Меньше, чем хотелось бы.

- А работа опасная?

- Безопасно только на диване сидеть, ногу чесать.

  • 222 090.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 004.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 007.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 025.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 026.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 044.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 046.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 050.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 054.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 058.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 062.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 067.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 077.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 082.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

  • 222 085.jpg

    фото: Евгений Бабушкин

"Машинка" - это тоннелепроходческий механизированный комплекс "Аврора", он же – горнопроходческий щит.  Сделан в Германии. Весит больше ста тонн. Землю грызет сам, сам облицовывает получившийся тоннель железобетонными кольцами.  Требует минимум обслуги – в час пик под землей работает 8 человек, а обычно – не больше четверых.  При помощи этого же щита построили  "Обводный канал" и "Адмиралтейскую" - самую глубокую станцию в России. Когда покончат со "Спасской", "Аврору" демонтируют и отправят на следующий объект – прокладывать тоннель на станции "Театральная".

"Спасская" на 20 метров ближе к поверхности, чем "Адмиралтейская", длина наклонного тоннеля - 88 колец, то есть примерно столько же метров. Каждое кольцо состоит из восьми железобетонных секций. Каждая секция весит от трех до пяти тонн. Кран загружает очередной блок в тоннель, а "Аврора" облицовывает этими блоками стены, как туалет -  кафельной плиткой. Осталось 8 колец. 

"Тридцать лет мы ждали этого момента! – говорит Алексей Старков, главный инженер ООО "Метрострой". – Три станции в одном узле – достаточно серьезный объект. Прямо сейчас заканчивается проходка наклонного хода. 80 колец уложено, одно нарезано, осталось 7. Движемся в плановом штатном режиме, даже с небольшим опережением. Средняя скорость – 2,5 кольца в сутки".

По идее - три дня работы. Но это как посмотреть, говорят рабочие. А если валун? А если все-таки программное обеспечение откажет – и придется будить немецких инженеров? Реальная скорость ниже. Но в общем даже при самых неудачных раскладах к концу июня строительство тоннеля точно закончат. Это не значит, разумеется, что станцию тут же откроют. Впереди – эскалаторы и наземный вестибюль.

"В планах у нас стоит 2013 год, второй квартал, – говорит Алексей Старков.  – Но все может затянуться по не зависящим от нас причинам. Не решен вопрос с торговым комплексом, который будет совмещен с вестибюлем. Аукцион по застройке комплекса еще не проводили. Пока этот вопрос не будет решен – все будет в подвешенном состоянии. А так мы  даже в феврале 2013 года года могли бы пустить сюда пассажиров". 

Схема та же, что с "Обводным каналом", и проблема та же - снизу будет станция, а над ней - громадный торговый центр. Инвестор, спонсирующий строительство вестибюля, получает наземное сооружение в аренду на 49 лет – то есть фактически в собственность. В "Обводный канал" вложил 600 миллионов рублей холдинг "Адамант", эта же компания поучаствовала в строительстве "Звенигородской", "Международной" и "Бухарестской".

Но вложиться в торговый центр "Спасская" - или как там его назовут - пока никто не захотел. Да и зачем еще одна торговая зона там, где все и так утыкано торговыми центрами? По самым оптимистичным оценкам "Спасскую" откроют к новому 2014 году. 

Транспортная ситуация при этом не улучшится. Как только построят "Спасскую" – разберут "Сенную". После реконструкции (которая займет не меньше года) наземные части обеих станций будут выведены в единый торговый центр. А до тех пор все останется, как было: три станции - два выхода.

share
print