Истории

В Мариинском театре ОМОН избивает несогласных

В Мариинском театре состоялась премьера оперы «Борис Годунов» в постановке британца Грэма Вика. Музыкальным руководителем и дирижером выступил доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах Валерий Геригиев. Опера наполнена политическим смыслом, который явно не соотносится с образом кандидата, которого поддерживает маэстро. Исполнители и миманс выглядят так, будто всю прошедшую неделю провели на Исаакиевской. Царя венчают в оцеплении ОМОНа, который избивает несогласных. На декорации, напоминающей зал Государственной думы, граффити: «Народ хочет перемен». Батюшки пьют в стриптиз-баре, выезжающем из иконостаса! Никогда еще классическое искусство не реагировало на протестные настроения с такой отдачей. Политика и культура слились воедино?

  • TASS_3178985.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178969.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178972.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178973.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178976.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178977.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178978.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178980.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3178983.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

Разобраться в происходящем «Мой район» попросил известных культурологов. Мы задали им два вопроса. Почему политика снова становится актуальной темой в искусстве? И что в культуре повлияло на формирование класса «рассерженных горожан»?


Кирилл Разлогов, киновед и культуролог:

На возвращение политической тематики в искусство влияют многие факторы, в первую очередь – способность государства формировать ту культурную политику, которая будет резонировать в обществе. У нас это в полной мере реализовано в двадцатые годы, когда появился революционный авангард. Получилось слить смысл государства и искусства воедино. Или период оттепели: художники и государство на очень короткое время до разгрома выставки художников-авангардистов в «Манеже» действовали в одном порыве. В этих взаимоотношениях бывает период глубокого разлада, когда интеллигенция и государство действуют в разных направлениях. Также они могут существовать в автономных средах, решать задачи, которые между собой никак не пересекаются.

Процессы, которые у нас в обществе происходят, вызваны плавным стеканием в брежневский мягкий авторитаризм. Как реакция становятся модными экстремистские художественные течения. Один из примеров – арт-группа «Война», которая просто подрывает устои общества. И существуют официозные круги, в первую очередь в кино, потому что для его съемки нужны большие деньги, и эти круги ни за что не отступятся от власти. Но главную роль играет широкий слой интеллигенции, который находится между экстремистскими течениями и в тот или иной момент может занять позицию одной из сторон.

Естественно, это связано с процессами в обществе, которые происходят во всех странах. Формируются культурные и политические сообщества, они могут действовать не только в социальных сетях, но формируются именно там. Это актуально для очень небольшой части нашего населения – примерно десять процентов от общего числа, но это самая активная его часть – в культурном и политическом смысле.

Глеб Ершов, искусствовед, куратор выставок, культуролог

Политика и большая политика не должна игнорировать культуру. У нас образовался разрыв, такие ножницы между политикой и культурой. Это можно исправить. Не в смысле воздействовать политикой на культуру, а отводить ей большую роль. У нас на первом месте спорт, потом рекламный шоу-мир, консюмеризм, гламур. Поэтому когда культура заявляет о себе, политики удивляются, а как это она смогла. А она единственная и может, больше ничто. Поэтому я очень рад такой постановке. И разве не Пушкин написал «Сказку о попе и о работнике его Балде»? О попе! Это нужно было запрещать, спускать на Пушкина всех собак?

На процессы в обществе повлиял авторитет людей, которые представляют культуру. Они в основном сформировали поколение. Это по-прежнему очень популярный рок-мир. Мнение интернет-сообщества очень важно. Это писатель Владимир Сорокин.  Большая литература всегда выражает мейнстрим в обществе, прогнозирует некоторые процессы. Знаете, как раньше говорили: «Русская литература напророчила русскую революцию». Такую же роль сыграл Сорокин.

***
У революционных мотивов в постановке «Бориса Годунова» могут быть и чисто субъективные причины. В 1978 году советский дирижер Альгис Жюрайтис опубликовал в «Правде» «открытое письмо» «В защиту «Пиковой дамы», в котором подверг критике постановку Юрия Любимова в музыкальной обработке Альфреда Шнитке. «Разве позволительно советским гражданам устраивать средневековое аутодафе над обожаемым советским народом, любителями музыки всей земли Чайковским, выступая в роли инквизиторов? Разве пристойно предавать нашу святыню ради мелких интересов дешевой заграничной рекламы…» - писал Жюрайтис.

В результате Любимова не выпустили за границу и постановка сорвалась. Но разрушительная роль Жюрайтиса очень быстро обернулась против него самого. Его перестали воспринимать серьезно и приглашать на престижные международные конкурсы. Возможно, Валерий Гергиев, который в любой момент мог наложить вето на постановку расфантазировавшегося британца Грэма Вика, помнит о судьбе этого подзабытого советского дирижера.

share
print