Истории

В Петербурге от порочного союза чиновников и строителей страдают жители

В четверг, 17 мая, в Законодательном собрании может решиться судьба законопроекта, который влияет на жизнь всех без исключения петербуржцев. Речь идет о региональных нормативах градостроительного проектирования – исчерпывающего описания городской инфраструктуры, начиная с детских площадок и парков – их размеров, расположения, транспортной доступности, заканчивая характеристиками целых кварталов. Пока нормативы не воплотились в действующий закон, строительство в Петербурге ведется как попало, строители соизмеряют свои фантазии с интерпретацией чиновниками целого ряда федеральных и городских документов, и в результате порочного союза страдают жители.

Упорядочить городскую инфраструктуру в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, последняя редакция которого выпущена в 2008 году, чиновники планируют с 2009 года. Тогда в Комитете по градостроительству и архитектуре пообещали подготовить нормативы «в течение лета» и предоставить их на рассмотрение Законодательного собрания после каникул. Так проект начал свое путешествие по бюрократическим инстанциям, всплывая то в недрах Юридического комитета, то в Законодательном собрании, где эксперты однажды охарактеризовали его как катастрофу.

«Они занимаются проектировкой на основе советских «строительных норм и правил», а это совсем другая идеология. Это когда есть квартал, школа, детский садик. А если людям нужно добраться в центр, они садятся на общественный транспорт, – говорит директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Сегодня общественного транспорта меньше, к тому же мы хотим иметь возможность выбора… детского сада и уж тем более учебного заведения. Старые нормативы не обеспечивают такую возможность».

Александр Карпов отмечает, что федеральные нормы строительства противоречат региональным: «Подготовка проектов планировки в России должна занимать 85 дней, у нас только на подготовку юридической составляющей уходит 190, а по факту получается до четырнадцати месяцев. После этого проект должен быть отправлен на слушания, и уходит вообще три года. В результате мы получаем город, в котором невозможно жить, где уже скоро центр будет закрыт для автомобилей».

За прошедшие без нормативов три года привычной стала ситуация, которую описывает депутат Законодательного собрания Борис Вишневский: «Появляется новый квартал, там нет ни школ, ни детских садов. Потом выясняется, что чтобы построить школу, нужно вырубить сквер. Застройщики договариваются с кем-то из чиновников, и большая часть проектов реализуется по планам межевания, которые они сами себе устанавливают. В такой ситуации не может появиться ни нормальных застройщиков, ни нормальных чиновников».

Примеры строительства вопреки здравому смыслу приводит Александр Карпов: «Новая застройка в Шушарах, выполнена хаотично и без планировки. Непонятно, где улицы, а где дворы. Отсутствует сфера обслуживания. В Красносельском районе, где выход к Финскому заливу, улицы заужены катастрофически. Я общался с планировщиками, они воюют за каждый метр. В той части Приморского района, которая выходит к Юнтоловскому заказнику, кварталы построены без единого сквера. Хорошо хоть улицы прямые, ровные. И на улице Маршала Новикова целый квартал отводится под гостиницы».

Сейчас строительство регулирует Генеральный план, который описывает функциональное назначение районов, например, деловые центры или рекреационные зоны. Предельные параметры строительства регулируют Правила землепользования и застройки. «Завершать триаду должны те самые региональные нормативы градостроительного проектирования, которые описывают социальную инфраструктуру, – говорит Борис Вишневский, – но, к сожалению, чиновники затягивают с их подготовкой».

Чтобы подстегнуть властей предержащих к работе над законодательным долгостроем, депутаты приняли поправки к Правилам землепользования и застройки, согласно которым с 1 января 2012 года «при отсутствии технических регламентов и региональных нормативов градостроительного проектирования подготовка проектов планировки и проектов межевания запрещается». «То есть ничего нормально строить нельзя без этих нормативов, – поясняет депутат Законодательного собрания Алексей Ковлаев. – Но даже это не поспособствовало! Надоело ждать, когда у кого-то левая пятка зачешется, и они примут эти нормативы».

И вот в четверг, 17 мая, Алексей Ковалев на заседании комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам предложит перенести разработку градостроительных нормативов в полномочия Законодательного собрания. Это значит, что чиновники больше не смогут тянуть резину, и формированием городской инфраструктуры займутся люди, которых мы избираем. Значит, что если для строительства сквера придется снести школу или наоборот, спрашивать можно будет конкретного депутата, который за это голосовал, а не безымянных чиновников, трясущих пачками советской документации.

Прокомментировать будущее петербургской застройки в случае появления новых градостроительных нормативов  мы попросили архитектурного критика, главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова:

– Сегодня во взаимоотношениях чиновников и застройщиков наметилась тенденция к увеличению регулирования – это, безусловно, положительно сказывается на облике города, – говорит архитектурный критик Владимир Флоров. – Раньше у нас был главный архитектор, сегодня его функции выполняет градостроительный совет. Нужно, чтобы Генплан был доработан, но вопрос – отвечают ли эти силы социальной реальности, запросу на качественную городскую среду. Мы живем в эпоху постсоветской архитектуры, что само по себе содержит некую отсылку к советскому опыту строительства. Поэтому нужны новые люди, которые могли бы работать формате советов по эстетике города, действующих в Скандинавии.

Опасность излишнего регулирования, безусловно, есть. Когда-то у нас было правило – строить не выше Зимнего дворца, и это не сказывалось на качестве архитектуры, даже наоборот. Появлялись исключения из этой нормы, но архитекторы умели вписать их в городской пейзаж. Вообще искусство управления городской средой заключается в качественном соблюдении частных и общественных интересов.
 

share
print