Истории

"Адвокат, пригрозивший залить Москву кровью — просто неуравновешенный человек"

Адвокат Дагир Хасавов, пригрозивший залить Москву кровью, если в городе не будут созданы шариатские суды — это просто неуравновешенный человек. По меньшей мере. Подставлять такому человеку микрофон — безумие, тиражировать и комментировать его слова — безумие не меньшее. Поэтому я лучше расскажу, что такое шариат и шариатские суды на самом деле.

Сейчас жителей России пугают словом "ислам" и словом "джихад". "Шариат" тоже попал в список слов-страшилок.  Побивание камнями, убийство, отрубание рук? Глупости! Да, в различной практике различных шариатских судов бывало всякое, особенно столетия назад. Но вот, например, в Дагестане люди много лет жили по законам шариата в городах-государствах. И неплохо жили: было равноправие, была избранная власть, камнями никого не побивали. Потом, правда, пришел Шамиль, начал войну с Россией, объявил, что все законы были неправильны и начал вводить свои...

На самом деле шариат — это идеал исламского общежития. Понятие шариата возникло через много лет после смерти пророка Мухаммеда. Начиная с 8-9 века люди на основе Корана и высказываний Мухаммеда стали формировать свод законов, по которым надо жить. Нельзя сказать, что есть такая толстая книга, где записаны все законы — нет такой книги! Их много, и они часто не совпадают. Есть, например, четыре исламские правоведческие школы, они существенно отличаются, но признаются равно релевантными. Шариат — не конктретный свод законов, как конституция, а некая идеальная конструкция, как десять заповедей. Те или иные решения принимаются конкретными люди, они отделяют истину от лжи и судят людей.

В современной практике российских судов есть множество вопиющих решений. Но мы же не скажем, что в этом суть уголовного кодекса или суть Конституции? Точно так же и суть шариата не в отрубании рук. Очевидная вещь. Я удивлен, почему молчат ученые люди, правоведы, который могли бы внести какую-то ясность в вопрос. Дело доходит до того, что официальные служители, чиновники от ислама, облаченные в чалму, говорят: нам не нужен шариат! Это все равно что христианин сказал бы: я не хочу жить по законам Бога!

Итак, что же такое шариатский суд? Вы приходите к человеку, который признается всеми мудрым и совестливым. Обе стороны клянутся, что готовы выполнить его решение. Рассказывают суть дела, после чего судья принимает решение, которому все следуют в добровольном порядке. Но даже в этом случае одна из сторон может подать в государственный суд и решение шариатского судьи будет отменено!

Шариат активно применяется в Великобритании и в Дании, например, в области наследования имущества. На Западе существует устоявшаяся система: человек в здравом уме и твердой памяти пишет, что дарит свою фазенду соседке, а не жене, и жене ничего не достанется. В исламском же праве наследование имущества имеет строго определенное перерараспределение. И судья скорее всего скажет: половину жене, половину разделить между детьми владельца. Таким образом по взаимному согласию - подчеркиваю, только если обе стороны согласятся! - люди могут урегулировать различные вопросы в шариатском суде.

Государство предоставляет людям такое право — в рамках гражданского, третейского рещения, и только в ситуациях, не требующих формального, государственного суда. При этом вышестоящий, государственный суд может отменить решение шариатского. Конечно, если человек убил другого — никто не передаст его на суд шариата. Даже в исламских странах уголовные дела передаются в систему государственного суда. Да, представьте себе, в исламских странах тоже есть государственный суд, и хотя он испытывает большее влияние традиций шариата, он от шариатского совершенно независим.

Исламское право - это не дикость, не варварство. Это блестяще разработанная система, вторая после римской. Никто ведь не смущается, что мы живем фактически по римскому праву?  Вся исламская правовая культура построена на интерпретации, трактовании текстов. Это соревновательный процесс. И в развитых западных странах он встроен в систему господствующего права.  Если это обеспечивает в стране больший порядок, если это уменьшает количество конфликтов - то здравомыслящие государственные деятели готовы это допустить.

Но Европа более-менее устоялась, а российское общество переживает трансформацию, человек утратил идентичность, он не может найти себе места, категории. Ему нужен друг, а значит, нужен и враг. Чужой, непохожий. Мусульманин. В этих условиях вспыхивает система предрассудков, недоразумений. Людей пугают исламом и шариатом. Думаю, власть имущие имеют в этом заинтересованность, ведь ненависть к мусульманам уводит негативную энергию общественного сознания от реальных виновников ситуации: от самих власть имущих и от чиновников.

Справка

Энвер Кисриев - российский социолог, кавказовед. Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований. Эксперт в области истории ислама и крупнейший в России специалист по социокультурным проблемам Дагестана.

share
print