Истории

Новодворская: церковь ведет себя как квартальный надзиратель

Российский политический деятель, правозащитница, диссидент с большим стажем, 17 раз попадавшая под административный арест из-за своих высказываний, подписавшая в марте 2010 года обращение "Путин должен уйти", Валерия Новодворская рассказала "Моему району", почему не верит оппозиции, что думает об Алексее Навальном, голодовке Олега Шеина, конфликте общества и православной церкви.

- Валерия Ильинична, как вы считаете, сможет ли оппозиция раскачать другие регионы  по примеру Ярославля и Астрахани?

- Настоящая революция никогда не начиналась с регионов. Не дай бог при нынешнем состоянии умов, чтобы это произошло. Лодку раскачивать надо, когда есть спасательная  шлюпка, в которую можно перебраться. А когда ее нет, то идти на айсберг, как «Титаник», просто глупо. А те протесты, которые мы видим по телевизору, это шоу. Которое не будет иметь серьезных политических перспектив.

 - Почему же не будет?

 - Страна не готова к серьезным  переменам. Выборы показали, что мы не знаем, куда двигаться дальше. Революция - это не карнавал. Не белые ленточки и белые шарики. А  когда ты  хорошо знаешь, куда идти.

- А оппозиция, по Вашему мнению, получается, не знает, куда ей идти?

- Оппозиция суетится по любому поводу. Понятно, что протестовать надо. Но митинги нужно устраивать правильно - без фашистов и коммунистов. Они должны организовываться демократами для демократов. А так могут называть себя только люди, которые могут предложить обществу альтернативы. То, что  Путин – злодей, знают все. Мы это уже слышали. Ну, злодей. А что делать дальше?

-  То есть события в Астрахани не будут иметь политических последствий в плане серьезных изменений?

- То, что происходит в Астрахани, - это вообще недоразумение. Я не считаю Шеина оппозиционером. Посмотрите на его прошлое. Он – законченный империалист. В октябрьских событиях 1993 года участвовал на стороне Верховного Совета. У  телецентра Останкино был на стороне коммунистов, защищал останкинскую башню вместе с «красно-коричневыми». А книга, которую он написал под названием «Разгром грузинских захватчиков под Цхинвали»? Потом Шеин даже не знает азов диссидентства - как нужно правильно голодать. Государство не несет ответственность за голодовку на свободе. Можешь голодать хоть у Страсбургского суда. Это бесполезно. Государство несет ответственность только за голодовку в тюрьме.

-  А политический потенциал Алексея Навального? Его-то можно считать оппозиционером?

-  Навальный хорошо разбирается в коррупции, но не в политической деятельности. Нужно посмотреть ему в глаза и спросить, куда он собирается  вести людей. Думаю, внятного ответа не будет. 

- Если люди протестовать не умеют, а не протестовать нельзя, что делать?

- Нужно создавать теневое правительство, которое будет критиковать и предлагать свои политические и экономические альтернативы. Нужно создавать либеральные клубы. Вести просветительскую деятельность. Давать людям читать правильные книги. Устраивать правильные митинги без коммунистов и фашистов. Сейчас митинги оппозиции работают на Путина, потому что люди видят, кто на них приходит. И думают: лучше пусть будет Путин, чем красные или коричневые. Нужно добиваться максимальной свободы для бизнеса, освобождения Ходорковского и других политзаключенных, настоящей реформы МВД по грузинскому сценарию. Нужно выдавливать из себя имперский стержень и отходить от советского прошлого.

- Сможет ли  Алексей Кудрин с Комитетом гражданских инициатив стать таким альтернативным правительством?

 - Кудрин – хороший человек. Но он не сможет сказать: «долой чекисткую хунту». Как, впрочем, не сможет и Прохоров. Страна в безнадежном состоянии. И не из-за Путина. Народ ничего не понимает. Оппозиция не лучше Путина.  У нас выбор между теми, кто боится Путина, и теми, кто его не боится, но не знает, куда идти и вести людей. Партий тоже нет, которые могли бы сказать что-то свежее.

- То есть в ближайшее время ничего в России не изменится в политическом плане?

- Пока в России нефть не высохнет, газ не испарится, а ядерное оружие не заржавеет, ничего не поменяется. У России  сейчас нет настоящего президента, настоящего парламента, настоящего гражданского общества, настоящей оппозиции. И даже настоящей церкви. Что есть? Только Конституция. Да и то некоторые хотят ее подкорректировать.

- А что не так с РПЦ?

- РПЦ превратилась в фабрику по производству атеистов.  Из-за поведения церкви, которое мы наблюдаем, христиан в нашей стране поубавится. Церковь ведет себя как квартальный надзиратель. Как средневековый отсталый институт. Как будто нет западного опыта. Я знаю уже многих христиан, которые из-за последних событий перестали туда ходить. И число таких людей будет расти. В конце концов они останутся с безграмотными старушками или  с отъявленными фанатиками.

- А как должна вести себя церковь?

Церковь вообще не должна никуда вмешиваться. Запрещать ничего нельзя.  Конечно, девушки из "Пусси" – дуры. Нельзя было устраивать шоу в церкви. Но за это не арестовывают и не предлагают 7 лет. Такое чувство, что у нас устанавливается  новый вариант православной инквизиции.  В итоге произойдет откат верующих от церкви. Как это было перед Октябрьским переворотом.  Почему  в Польше  с церквей не сшибали кресты и не устраивали в них овощехранилища? Потому что это была церковь, которая нужна людям. А в России она еще до революции настроила против себя всех просвещенных людей. Особенно когда подвергла анафеме Льва Толстого. Даже православный философ Соловьев, и тот, в конце концов, не удержался от критики. Церковь сначала поддерживала царский режим. Потом пошла на сотрудничество с большевиками. Позже стала подвергать гонениям прогрессивных священников. В советское время если кто-то из оппозиционеров веровал, то назло большевиками. Поэтому церковь получила толчок. Люди к ней потянулись. Но вместо того, чтобы создать новый институт, они стали совершать те же ошибки. Сейчас пойдет обратный процесс.  В знак протеста люди перестанут ходит в церковь. И для русского народа – это будет большой трагедией. Церковь, которая поддерживает власть, никому не нужна. Она  уже на этом дважды погорела. 

 - А что вы думаете по поводу запрета пропаганды гомосексуализма?

 - Это глупый закон. И дело не в том, что он не европейский.  А непонятно, как он будет исполняться. Понятно, что его приняли, чтобы насолить геям. Кто-то очень хочет наступить им на хвост. Спровоцировать их на протест. А потом объявить, что их протест - пропаганда. И последние события это отчетливо показывают. Не очень умные геи встали в знак протеста в пикеты рядом с детскими библиотеками. Зачем? Геев надо оставить в покое. Лучше бы дали возможность им заключать гражданские союзы.

share
print