Истории

В Петербурге фасады с каждым годом ремонтируются дороже и хуже

На днях у атланта, поддерживающего эркер на доме-памятнике, отвалилась рука. Произошло это хоть и в центре, но не у Эрмитажа, а в доме на Рижском проспекте. По мнению градозащитников, самые кошмарные фасады – в Адмиралтейском районе, причем они начали массово разрушаться всего 3-5 лет назад. Сколько бы денег ни выделяли городские власти, разрушение идет быстрее, а денег в пересчете на один дом требуется все больше.

Почему падают

«Этот дом: Рижский проспект, 50, специально довели до полуаварийного состояния, – рассказала активист «Живого города» Аля Деконская. – В похожем состоянии расположенный напротив дом Детского творчества (Рижский, 27). Я вообще большой список могут представить. Фонтанка, 145 Б, Садовая, 61. Морской корпус на Римского-Корсакова, 22, красивейшее здание с двумя парадными фасадами, два года простояло занавешенным, а потом выяснилось, что к его ремонту даже не приступали. Дальше - 11-я Рота (Красноармейская), 7. Розенштейна, 39. Некоторые дома нам удалось отстоять, собрав за них подписи, как, например, с Домом Лялевича на Розенштейна. За другие памятники, скажем, Никольский рынок, вступился Полтавченко. Но что в итоге сделано было? Да, он возмутился, сказал, что здание, которое два года простояло под мешком, ничуть не ремонтируется, а зимой и вовсе стояло с дырявой крышей. Да, он велел забрать его у собственников. Но какие изменения последовали дальше? Пока никаких.

По словам Деконской, причины подобных историй очевидны: здание берется под реконструкцию, обрастает строительными лесами, а проект реконструкции – вот незадача – не согласовывают. Потому что современные архитекторы предлагают нарастить этажи, приделать мансарды или, как захотела сделать мастерская Герасимова, – установить над Никольским рынком стеклянный купол.  Им не разрешили. Поэтому здание стояло без реконструкции, а проект с куполом все пытались и пытались согласовать.

Похожая история произошла на Петроградской Стороне (Большой проспект, 33). Дом простоял в лесах два месяца. Можно представить, как это «нравилось» жильцам, которые почти не видели света, зато каждый день видели в окнах незнакомых рабочих. Потом леса сняли. Дом остался в прежнем виде – довольно ободранном. Впрочем, здесь конфликт возник из-за того, что не была вовремя оплачена работа.

- Самый вопиющий случай – это, конечно, падение лепнины на Невском, 147, когда погиб 23-летний рабочий, - рассказал замглавы петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов. - А до этого, в декабре, упала лепнина на Владимирском, 10 – пострадала женщина. Совсем недавно – упал кусок лепнины на Литейном, 51. После истории на Невском стали обследовать фасады на предмет возможного обламывания и на Пушкинской, 6 засекли каких-то таджиков, которые скалывали топором элементы декора. Хорошо, что нам быстро просигналили, и мы оперативно этот дом спасли от вандалов. Понимаете, падение лепнины – это вообще-то нонсенс, архитекторы и строители готовят целый комплекс мероприятий, чтобы она держалась. Если откололась – значит, с самим фасадом уже что-то не так. Или, как обычно и бывает, его как раз ремонтируют.

В целом, отметил Кононов, на Невском проспекте и других основных магистралях города фасады выглядят прилично. И вообще Центральный район презентабельнее того же Адмиралтейского, потому что «Адмиралтейский очень разный».

Между тем куски лепнины – и это плохой признак – падают уже и со сталинских домов тоже. Так, в январе упал кусок декора в доме на бульваре Красных Зорь.

Почему так дорого?

Адресная программа по ремонту фасадов обычно обновляется в апреле. Так произошло и в 2010, и в 2011 годах, а на 2012 программу еще не обнародовали. В прошлом году КГИОП сообщал, что ремонт фасадов и кровель запланирован на 143 объектах, 73 из них – за счет КГИОП, на что будет выделено 1,651 млрд рублей. Остальными 70 фасадами, которые не охраняются как памятники, будут заниматься районные власти, и на их ремонт будет выделено 456,7 миллиона рублей.

Игорь Гейко, заместитель генерального директора ЛенжилНИИпроекта, заявил, что суммы в полтора миллиарда вполне может хватить на приличный ремонт, если не «экономить на стадии тендера». Имелось в виду – выбирать приличных подрядчиков, которые не будут воровать и закупят качественный стройматериал. А вообще ремонт фасада может стоить очень по-разному и тут зависит не только от того, находится ли дом под охраной. Если надо сбивать штукатурку, стоимость возрастает, если восстанавливать архитектурные детали – тоже. 

Если посчитать усреднено, сказали строители, получится, что ремонт одного фасада требует около 5 миллионов рублей. А у чиновников получилось около семи. Конечно, все зависит от здания. На реконструкцию одного фасада Эрмитажа выделили 75 миллионов. А если посмотреть статистику по докризисному 2006-му году, то получится, что 359 домов можно отремонтировать всего за 970 миллионов. Статистика по 2005–2010 годам дает среднюю цифру: 300 особо охраняемых домов отреставрировано на сумму 3,7 миллиарда. Получается по 12 млн на каждый. Неохраняемые дешевле.

В 2011 году, напомним, каждый попавший в программу «неохраняемый» дом получил по 6,5 миллиона на ремонт фасада, а дом, охраняемый государством и ремонтирующийся силами КГИОП, – свыше 22 млн. Цены растут стремительно. Впрочем, в комитете нам не уточнили: возможно, в эту смету заложен и ремонт кровли. Кровля стоит примерно 2500 рублей за квадратный метр; площадь кровли среднего, то есть небольшого здания в центре – 1000 метров. Такие данные приводил Союз кровельщиков. Так что ремонт фасадов – дорогое удовольствие (по сравнению с ценниками пятилетней давности).

Список особо важных объектов, чьи фасады были отремонтированы в 2011 году, нам представили в КГИОПе. Это евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная ул., 8, лит. В). Дом присутственных мест (г. Ломоносов, Дворцовый пр., 63). Дворец Великого князя Николая Николаевича, он же Ксенинский институт, (пл. Труда, 4), комплекс на Конногвардейском бульваре, 19-23, с переходом на Галерную и Замятин переулок. Богадельня с церковью Святого Андрея Критского (пос. Володарский, Ленина проспект, 22, лит. А). Санкт-Петербургский столичный ломбард (Владимирский пр., 14). Александро-Невская лавра, Портик Перинной линии. Съезжий дом Коломенской части (пл. Репина, 1). Каждый петербуржец может лично убедиться, как обстоят дела с ремонтом. 

share
print