Истории

С банковских карточек петербуржцев крадут миллионы

В Петербурге участились случаи воровства денег с банковских карт. В группу риска попали горожане с магнитными (а не чипованными картами), а также те, кто любит расплачиваться карточкой в ресторане и фитнес-зале. "Мой район" узнал самые типичные случаи воровства денег с дебитовых карт.

В конце 2011 года банковскими карточками пользовались 47 процентов россиян (за 10 лет прирост составил 44 процента). В Петербурге их популярность выше: по оценкам банкиров, не менее 2,5 миллионов горожан имеют в распоряжении пластиковые карты российских и зарубежных банков. Десять лет назад таковых было около миллиона. 20 процентов петербуржцев одновременно владеют несколькими картами. 

Плохая новость для держателей карт: воры научились считывать пин-коды дистанционным методом, даже не прикасаясь к нужному терминалу. Хорошая новость: с 1 января вступил в силу закон, согласно которому банк обязан возвращать уворованные деньги по первому требованию пользователя. 

В банке требуется доказать, что в пропаже денег со счета нет ни малейшей вины клиента, а представить доказательства бывает сложно. В идеале – если держатель карты лежал в реанимации, а карта вместе со всеми документами – в больничном сейфе. Был правда случай: с клиента сняли полтора миллиарда рублей, причем, в Штатах, а сам он вместе с карточкой находился в это время в Петербурге. Деньги удалось вернуть по суду, простого предъявления загранпаспорта с отсутствующими американской визой и штампами оказалось недостаточно.

Последнюю крупную операцию по поимке мошенников, ворующих деньги с карт, провели в начале апреля сотрудники петербургского управления «К». Добычей жуликов стали 7 миллионов рублей. Молодые люди вполне легально заказали за границей мобильные терминалы для оплаты платежей, подобные тем, что стоят в магазинах и перепрограммировал их таким образом, что проведенная мини-терминалом транзакция тут же отсылала SMS c информацией о номере карты и пин-коде на специальный телефон. Оставалось подменить мобильные терминалы там, где их чаще всего используют – на заправках, в магазинах, ресторанах и др. Соучастники устраивались на работу операторами АЗС и барменами, где сразу меняли терминалы. Другие члены группы штамповали магнитные кредитки (иногда в ход шли перекодированные скидочные карты различных магазинов), так что они превращались в карты-двойники тех бедолаг, которые засветили свои карточки в терминале-трояне. После этого злоумышленники снимали по ним деньги в банкоматах.

Во время обысков в квартирах у членов преступной группы обнаружились не только болванки магнитных карт, но и устройства для скимминга – накладки на клавиатуру банкомата, которая тоже помогает считывать коды с карт. Но, по признанию самих жуликов, скимминг сейчас неэффективен. Теперь на банкоматы вешают предупреждения о том, какую опасность несет в себе эта «накладка». Поэтому жуликам пришлось переквалифицироваться в бармены и продавцы.

Петербургские защитники потребителей утверждают, что жертвами хакеров становится едва ли не каждый десятый картовладелец, но лишь половина из них обращаются в полицию и единицы – за помощью в общественные организации. «Какая полиция? – рассказал один из ограбленных петербуржцев, Алексей. – У меня в ОБЭП приняли заявление, показали шкаф, который весь был забит подобными жалобами и сказали, что шансов никаких. А в банке предложили оформить страховку от кражи, как будто сам банк уже ничего не гарантирует. В общем, показалось, что в расследовании не заинтересованы ни полиция, ни банки».  

- Мне несколько раз приходилось помогать людям, ставшим жертвой таких взломщиков, - говорит Галина Козловская, председатель Общества потребителей Петербурга. – Один раз жертвой стала научная сотрудница Ботанического сада, у которой сняли с карты только что полученный гонорар, 30 тысяч рублей. А второй раз – медсестра, у которой ушла вся зарплата – 8000, а ей надо было срочно платить по кредиту. Оба случая запомнились активным противодействием со стороны банка, которому почему-то требуется два дня только на то, чтобы выделить сотрудника, который «будет заниматься нашим делом».

В прошлом году депутаты Госдумы внесли поправки в закон «О национальной платежной системе», которые позволили потребителям, ставшим жертвами мошенников, сразу получить назад сумму, украденную с карты или банковского кошелька. То есть сначала банк обязан компенсировать потери, а уже потом выяснять, кто виновен в пропаже денег. Об этом «Моему району» рассказала Татьяна Утепова, глава экономико-правового центра Ассоциации банков Северо-Запада.

Впрочем, данное правило не касается кредитных карт, почти не касается ситуаций, когда деньги были сняты после введения пин-кода, в общем, работают, в основном, при системе компьютерных платежей. Да и то держатель карты должен доказать, что ни в коем случае не оказывал мошеннику какую-то помощь. Не выпускал карту из рук, не сообщил пин-код, находился далеко от места совершения преступления.

- Мошеннические схемы меняются очень быстро, - отметила Утепова. – Службы безопасности банков стараются не допустить утечки и население об этих схемах не информируют, только профессионалов (отметим, в декабре прошлого года управление «К» повязало еще одну группу мошенников с картами, которую возглавлял инженер по защите информации крупнейшего банка, - МР). Все эти мошеннические действия происходят с милой улыбкой на устах: продавец порхает вокруг дорогого клиента, а сообщник в это время считывает коды с его карты. В ресторане посетители даже не видят, как производится транзакция. То же самое на заправке.

Обычно бывает так. Гражданин заливает полный бак, отдает оператору карту, а сам, пока идет транзакция, ходит по торговому ряду в поисках омывайки. Хорошо, что, когда мошенники снимают деньги с карты, их во-первых, может засечь видеокамера, а, во-вторых, код они не всегда могут набрать сразу, делают большие паузы между цифрами, и некоторые банки на это реагируют, приостанавливая операцию. Некоторые, но не все.

Начальник юридического отдела потреборганизации «Диалог» Алексей Койтов порекомендовал гражданам использовать чипованные, а не магнитные карты как более надежные. И не выпускать их из рук. Не лениться подойти к кассе вместо того чтобы отдать карту официанту. Правда, в последнее время просочилась информация, что мошенники освоили дистанционный скриминг и могут усваивать коды, даже если транзакция проходит на правильном терминале, без всякой шпионской начинки, а мошенник стоит рядом со специальным сканером.

Петербурженка Екатерина К. недавно стала жертвой мошенников, получила с банка свои деньги - правда, спустя три месяца и поделилась с "Моим районом" своими советами. Сразу сообщать о транзакции в банк. Добавим: хорошо бы заручиться поддержкой окружающих, который подтвердят, что видели в этот момент вас в офисе вместе с картой. Второе: блокировать счет, обращаться в полицию и поставить банк в известность об этом обращении. Третье и самое главное – если карта кредитная, погасить этот кредит все равно нужно, не дожидаясь, пока закончится разбирательство. Бывали случаи, когда банк деньги возвращал, а проценты – не прощал. А их за 90 дней набегало ой как много.

share
print