Истории

Евангелисты WANTED. Они отправят менеджеров по продажам на свалку истории

«Требуется евангелист» - с некоторых пор вакансии с таким названием регулярно размещают на сайтах по поиску работы. В работодателях – серьезные компании. В описании позиции – расшифровка: «евангелист – человек, который сможет не просто продавать наш продукт, но поверит в него всей душой и заразит своей верой остальных».

Можно подумать, что «евангелист» - это такое новое название вчерашнего менеджера по продажам (ну, как цирюльники стали имиджмейкерами). Однако, различия более глубоки.

Прежде всего: так называемый евангелист должен желать осчастливить человечество при помощи конкретной IT-программы/бетономешалки/фритюрницы.

От менеджера по продажам требовалось просто продавать. От евангелиста нужны вера в продукт (каким бы он не был) и блеск в глазах. Евангелист должен 24 часа в сутки жить с этой верой и желанием нести ее людям, а не просто уходить из офиса в шесть часов вечера и идти в ближайший бар. Должность евангелиста знаменует принципиально новый подход к бизнесу. Он гласит: мало быть просто профессионалом - нужно быть полностью преданным компании и ее продукту.

Появление евангелистов на рынке труда предсказали фантасты-параноики вроде Филиппа Дика. В романах они описывали мрачный мир будущего, где люди, устраиваясь на работу, присягали ей в верности на всю жизнь. Работодатели вживляли сотрудникам чипы, которые измеряли степень лояльности сотрудника. И если у того – не дай бог – появлялись в голове мысли сменить работу, чип сразу же приводил в действие взрывной механизм и разносил «изменника» в пух и прах.

В реальности «евангелисты» появились вместе с компьютерной революцией. Первыми евангелистами принято считать Билла Гейтса, создателя «Microsoft» и Стива Джобса, создателя «Apple». Эти люди не только предложили миру новый продукт, они сами фанатично верили в него и в его исключительные свойства, своим собственным примером заражая остальных. Эта зараза, как вирус, распространилась внутри компаний и за их пределы.

Следующими, кто опробовал евангелистов, были сетевые компании со своими «супер-продуктами» - якобы, помогающими не толстеть, не стареть и никогда не терять потенцию. Самые успешные продавцы в этой сфере ни на секунду не сомневались, что несут в массы счастье. Чтобы продать бедной старушке бессмысленный «массажер сердечной мышцы», нужно было не только презреть мораль, но и верить, что эта вещь действительно уникальна. Вся пирамида распространения «супер-продукта» была построена на вере и даже внешне напоминала собрание прихожан в церкви. Евангелисты в белоснежных рубашках выступали перед толпой людей и в экстазе били себя кулаками в грудь: «Мамой клянусь, это помогает!».

Остальной бизнес посмотрел на всю эту вакханалию веры и решил – хотим так же. И теперь евангелисты нужны всем: от гиперкорпораций, торгующих нефтью, до каких-нибудь маленьких ИП, занятых продажей унитазов и сантехники. Просто менеджеров по продажам им уже не надо. Им подавай людей, которые убеждены, что, например, именно унитазы данной компании способны изменить мир.

С одной стороны, это, конечно же, плохо. Потому что работодатель вместе с нашим временем, теперь покушается и на нашу душу. Хочет, чтобы мы с блаженной улыбкой засыпали думая о его унитазах и бетономешалках, и чтобы, просыпаясь, тут же начинали рассказывать об их достоинствах домочадцам и всем людям, случайно встреченным по дороге до работы.

С другой стороны, это дает хорошую возможность для делания карьер. На собеседованиях нужно только правильно отвечать на вопрос «Что вас привлекает в нашей компании?». «Верую, - говорите вы. – Что продукт вашей компании, это пусть к счастью и истина в последней инстанции…»

share
print