С 1 сентября во всех школах страны появится новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». В 21-й школе Петербурга экспериментальное преподавание уже началось с сентября 2011-го. Учителя говорят: родители боялись религиозной пропаганды, но сейчас только рады. В родительском комитете называют решение поспешным.
Напомним, родители будут выбирать один из шести модулей – «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» или «Основы буддийской культуры». Преподавание ведется в 4 и 5 классах, без оценок.
Для эксперимента пока выбрали только 5-й класс.
75% родителей 5-классников 63-й гимназии выбрали «Основы мировых религиозных культур». Остальные – светскую этику и православную культуру. На родительском собрании победило большинство
21 марта у 5-го «Б» класса был очередной урок курса ОРКСиЭ - «Основы мировых религиозных культур». Занятие началось с повторения пройденной темы – о праздниках в разных религиях. Глеб Цыганов вызвался к доске, он зачитывал вопросы об обрядах и традициях, а ребята отвечали – да или нет. Вопросы были такими: «Во время праздника Песах запрещено есть мацу?», «В праздник Ураза Байрам надо заколоть овцу или барана?», или «Неделя перед Пасхой называется Страстной седмицей?». Произнося последний вопрос, Глеб запутался в ударениях.
«Это ничего, - заметила учительница, – о православных праздниках разговор еще предстоит».
Наталья Зернова объявила новую тему – «Семья». «Давайте посмотрим, как живут семьи в разных религиозных культурах» - предложила она и раздала карточки с описанием семейных традиций и законов в разных религиях. Ребята должны были прочитать и рассказать, что они поняли.
«Жизнь буддистской семьи полна радости, смеха, счастья», - начал Глеб. «Но брак создается не только для счастья двоих, но и в интересах общины», - добавила Аня.
Исламские традиции давались сложнее. «Аллах говорил – я вам дал дом, чтобы вместе молиться, обсуждать дела…» - начала Ксюша. «Важны способность прощать, терпение…» - неуверенно добавил кто-то.
Об иудейской семье ученики рассказали, приведя в качестве примера еврейскую пословицу: «Семья – как куча камней, если один убрать, вся куча развалится». «Это значит, что важна целостность семьи!» - отметила учительница.
Про православную семью говорили живее и смелее и почему-то в прошедшем времени. «Женщина в православной семье была защитницей детей и слуг!», «Основное - это любовь, уважение, смирение, кротость. Глава семьи – мужчина, он нес ответственность за семью, должен был жить с чистой совестью, заботиться, чтобы все были сыты, одеты». Затем учительница предложила порассуждать, какие качества семьи объединяют все религии. Пятиклассники поразмыслили и поняли, что в любой религии семьям нужны любовь, понимание, уважение. На дом ученики получили задание: поговорить с родителями и написать мини-сочинение о традициях и качествах своей семьи.
Наталья Зернова, учитель русского языка и литературы, ОРКСЕ, классный руководитель:
- Когда нам объявили, что школа участвует в эксперименте, мы все немного испугались. Курсы в АППО (академии постдипломного педагогического образования) длились 1 месяц, конечно, этого мало, многое приходится добирать самой. Мы, первые учителя ОРКСЕ, создали свою группу в Вконтакте, помогаем друг другу, каждый месяц семинары проводим. Готовиться к урокам приходится в два раза дольше, чем обычно. Я сама не верующая, но тема мне интересна. Многое сама узнаю. У родителей поначалу были сомнения, боялись, что начнется религиозная агитация. На собрании мы показали учебники, «Книгу для родителей», недавно провели даже показательный урок. Сейчас отзывы только положительные. А главное – мы не ожидали, что предмет так понравится детям. Они сами предлагают темы, делают презентации. Все вместе мы ездили на экскурсии в Русский музей, в храмы города. Многие уже спрашивают, будет ли предмет в следующем году. Большой интерес к православию, буддизму, вообще обрядам и праздникам.
Справка «МР»
С 2012 года предмет будут изучать 1350 учащихся, в каждой школе должно пройти обучение по 2 педагога. 725 учителей уже прошли подготовку, каждый может преподавать все 6 модулей. Обычно это учителя истории, мировой художественной культуры, начальных классов, русского языка и литературы. Все дети бесплатно обеспечиваются учебниками (выделено 7 миллионов рублей из бюджета). Родители указывали выбор модуля в анкетах.
Ученики – о предмете
Пятиклассники гимназии №63 рассказали «МР», что им дало изучение религиозных культур и светской этики
Глеб Цыганов:
«Меня больше всего интересует православие, так как семья у меня православная. Я узнал про 10 заповедей, ну там уважать старших, не делай себе кумира, не укради, не убей… Также буддизм интересный. Понравилось, что там слияние с природой, 12-летний цикл животных. Конфуций и тому подобное тоже интересны.
Вообще, возможно есть один бог, только в разных религиях он называется по-разному. Я понял, что во многих религиях есть много общего. Мама довольна, говорит что мой кругозор расширяется, а папа не знаю, не спрашивал».
Яна Нуждина:
«Предмет очень интересный, узнаем много нового. Я праздную Пасху, но мне понравился еще праздник Сагаалган - буддийский новый год. Интересна его история - Будда перед уходом в нирвану пригласил к себе всех животных, а пошли только 12. Он их наградил, дав каждому по календарному году.
Я придерживаюсь православия, как и все в моей семье, мне интересно и про мою, и про другие религии. Человек верующий отличается от неверующего тем, что если у него будет что-то не получаться, то он будет молиться и знать, что все получится, что Бог ему поможет. А неверующий, если будет что-то не получаться, может сильно переживать. А может, и станет верующим».
Аня Нерус:
«У меня семья православная, я маме всегда показываю, что мы проходим. Она говорит, что это интересно, познавательно. Мы ездили в Русский музей, мне очень понравилось, особенно рассказ о Масленице, как дети развлекаются.
Религия – это группа людей, которые придерживаются определенных верований, прежде всего, верят в бога, это самое главное. Обойтись можно без религии, но мне кажется, она нужна, чтобы было более понятно, как человеку жить».
Саша Жора:
«Праздники - самая яркая тема, интересная, запоминающаяся. Очень хочу более углубленно относиться ко всем православным праздникам, например, Масленицу по дням отмечать. Но пока не получается.
В моей семье родители не очень придерживаются религии, но вот моя тетя с крестной во мне воспитали веру, я придерживаюсь православия и верю в Бога. С крестной мы были в церкви, с утра, молились, я причащалась, исповедовалась, мне это интересно. Я верю, что есть Бог, и он мне помогает, когда я прошу. В корыстных, конечно, целях…Ой, ну то есть, когда мне надо».
Ваня Кузнецов:
«У меня бабушка ходит часто в церковь. Ну, я тоже верю. Когда была тема «Петербург – город всех религий», я узнал, что у нас в городе есть соборы и храмы всех религий – православные, дацан, мечеть, синагога… Дацан, я даже не знал, очень сильно отличается, как из квадратов создан, рядом с ними барабанчики – крутишь и читаешь молитву. Оказывается, в Петербурге много отмечают праздников у других религий, и можно прийти и посмотреть, я не знал.
Но я бы хотел больше узнать о православии, ведь мы считаемся православными людьми. Вообще, хочу быть более верующим».
Выбор родителей в 2011-2012 году
В Петербурге:
«Основы мировых религиозных культур» - 50 процентов %,
«Основы светской этики» -37 %,
«Основы православной культуры» - 10 %, незначительное число – все остальные модули.
По России (19 регионов, где проводился эксперимент):
«Основы светской этики» - 42 %
«Основы православной культуры» - 30 %
«История мировых религиозных культур» - 18%
«Основы исламской культуры» - 9 %
«Основы иудейской культуры», «Основы, буддийской культуры» – по 1 %
В Ленинградской области:
«Основы мировых религиозных культур» - 61 %
«Основы светской этики» - 26 %
«Основы православной культуры» - 13 %
Что думает общественность
Марина Захарченко, доктор философских наук, профессор академии постдипломного педагогического образования, один их разработчиков программ:
- В Петербурге, к сожалению, школы плохо готовы к предмету. Многие директора не держали в руках учебники, не знают, что там написано. Явно наблюдается недостаточное желание вкладываться в освоение этого предмета. Хотя речь идет о неком новом повороте в образовании.
Мы 20 лет готовили этот предмет, в разных регионах апробировали, ездили по всем институтам повышения квалификации России, проделана действительно огромная работа. Но есть еще одна проблема – по механизмам финансирования. Если школа выбирает 3 модуля, ей оплатят все равно только 1 час, если у нее один класс. Если у нее два класса, дадут 2 часа – можно уже разделить на 2 группы. Либо брать деньги из своего фонда. А это сложно.
Елена Поликовская, журналист, автор фильмов о православной культуре
- Если рассматривать треугольник «учитель-ученик-родитель», мы имеем удивительный феномен – объединение родителей и преподавателей против предмета. А дети очень хорошо воспринимают предмет. Если называть вещи своими именами, взрослые испугались. Кто-то прикрывается конституцией, кто-то много говорит о многоконфессиональной стране (при этом в быту отношение к реальным мигрантам другое). За всем этим стоит страх. Ведь если сейчас во всех школах с 1 сентября начать этот курс, даже если будет не очень хорошее преподавание, в душах этих детей, по моему глубокому убеждению, произойдет духовная революция. И через несколько лет мы получим совершенно других детей.
Взрослые противятся потому, что многие из нас живут далеко не по Новому завету. И теперь дети посмотрят на взрослых другими, новозаветными глазами, поймут, что хорошо, а что плохо. И увидев какие-то поступки взрослых, скажут или подумают, что, к примеру, «Мария Ивановна нехорошо поступает». А родители получат в доме ребенка, который оценивает их по другим законам. Вот это родителям очень страшно.
А на самом деле, это первый предмет в истории новой России, который заставляет не только детей меняться, осмысливать свою жизнь, но и взрослых.
Михаил Богданов, сопредседатель СПб городского родительского комитета, начальник отдела центра сертификации и тестирования университета ИТМО:
- Решение о введении предмета принималось лично президентом по инициативе лидеров духовных конфессий. Научная общественность, родители и педагоги были просто поставлены перед фактом. Вот это вызывает негативную реакцию. Также вызывает сомнение выбранный возраст – 10-11 лет. В этом возрасте ребенок еще не может сам сформировать свое суждение, он на веру все воспринимает. Он должен вырасти, а потом сам выбрать свои убеждения.
Для изучения и привития учащимся представлений об основах мировоззренческих концепций есть литература и история. В школе впору было бы говорить об основах философии, но никак не религий и этики. Я считаю, что решение, принятое президентом в обход общественного и профессионального мнения, не достаточно взвешенное и поспешное. О чем говорит выбор 87% родителей в Петербурге, отдавших свой голос в пользу сугубо атеистических модулей.
Мнения представителей конфессий
Глеб Грозовский, священник РПЦ:
- Это решение не поспешное. Но у меня в душе боль. Потому что нельзя ждать. Это как когда человека бьют в подворотне, а мы стоим и раздумываем - с какой стороны подойти, а я же не профессионал… Если мы еще будем ждать, мы потеряем целое поколение. Я работаю с наркоманами, на моем веку трое умерло на моих глазах, работаю с детскими домами и вижу реальные проблемы общества.
Марк Грубарг, председатель Санкт-Петербургской еврейской общины:
- Идею улучшить нравственное состояние общества с помощью религиозных знаний я поддерживаю, религия – это лучшее, на мой взгляд, средство духовного возрождения. Но, по моему мнению, в школах нужно ввести только один из шести модулей – «Основы мировых религиозных культур».
Во-первых, потому что он дает общее представление о религиях, расширяет кругозор. А православие, ислам, иудаизм или буддизм подробно нужно изучать при храмах, в воскресных школах и семьях. Изучение в школе какой-то одной религии в местах, где живет монорелигиозное население (и где, возможно, и выберут соответствующий модуль), этот вопрос еще надо обдумать. Чтобы наряду со своей традиционной религией дети получали представления о религиях и культурах их соседей.
Во-вторых, мне не нравится само разделение учеников по группам, это может создать почву для противоречий в классе.
Учебник по «Основам иудейской культуры» я видел, в целом он не плох, но требует еще усовершенствования. Например, я бы его структурировал по-другому.
Шамиль Мугаттаров, председатель Координационного совета мусульман:
- Отношение к курсу у нас только положительное, все конфессии, представленные в Петербурге, служат и учат только добру и духовности. Главное, чтобы не было перегиба, я считаю, что обязательно должны быть для всех детей общие уроки по основам всех религий, чтобы дети поняли, что в основе, скажем, Библии, Корана и Торы лежат зачастую одни и те же предания, многие святые и пророки упоминаются во всех религиях или их истории созвучны. Например, Марию, богородицу, мусульмане очень почитают, у нас она Марьям. Даже на уроках светской этики должны быть даны эти знания. Конечно, вначале будут какие-то сложности, но надо с чего-то начинать.
Цитаты из учебника:
«И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.
Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений».
«Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика».
«Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру».
Более подробно о новом предмете можно узнать на его сайте: http://orkce.apkpro.ru/
Темы уроков
Модуль «Основы мировых религиозных культур»:
Россия – наша родина.
Культура и религия.
Возникновение религий, религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира.
Добро и зло, понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
И т.д.
Модуль «Основы светской этики»:
Россия – наша родина.
Что такое светская этика.
Культура и мораль.
Особенности морали.
Добро и зло.
Добродетель и порок.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность.
Моральный долг.
Справедливость.
Альтруизм и эгоизм.
И т.д.
Модуль «Основы православной культуры»:
Россия – наша родина.
Культура и религия.
Человек и Бог в православии.
Православная молитва.
Библия и Евангелие.
Проповедь Христа.
Христос и его Крест.
Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние.
Заповеди.
Милосердие и сострадание.
И т.д.
Модуль «Основы исламской культуры»:
Россия – наша родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.
Пророк Мухаммад – проповедническая миссия.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
Общие принципы ислама и исламской этики.
Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусульман.
Для чего и как построена мечеть.
И т.д.