Истории

«Политзадержанные» и их защитники объединились

В соцсетях образовались группы помощи задержанным на митингах, которые оказали организованную материальную и юридическую поддержку в автобусах, камерах и судах тем, кто оказался в полиции после митингов 5 и 10 марта.

«Когда наших стали выхватывать из толпы по одному, мы решили больше не ждать. Сцепились руками и помчали по Невскому, быстрее, пока не задержали, – рассказывает черноволосая худенькая девушка. Она только что вышла из здания суда, просидев с другими участниками несанкционированного митинга сутки в полицейском участке. Ее глаза сверкают. - Через несколько минут нас растащили, жестко. Когда меня волокли, я не выдержала и дала одному полицейскому пинка!» – на вид ей не больше 20 лет.

Мы стоим во дворе Лиговского проспекта 56, возле здания народного суда. В грязном маленьком дворе неестественное оживление: подъезжают-уезжают машины, стоит автобус, полный людей, ходят строгие полицейские. Вчера, 10 марта, в последний день длинных выходных, активисты несистемной оппозиции пытались провести несанкционированный митинг – они требовали признать выборы президента недействительными из-за массовых фальсификаций.

DSC09211.JPG

43 отделение полиции. Фото: Сергей Сорокин

Некоторых задерживали сразу на выходе из метро. Двум десяткам людей удалось прорваться через оцепление ОМОНа и совершить короткий, но энергичный проход. И вот задержанным выносят приговоры за дверью судебного участка.

Основная масса задержанных – студенты. Вот девушка и два парня устало выходят из здания суда. «Нас схватили, когда мы стояли возле «Галереи»». «То есть вы вообще к акции отношения не имеете?» - уточняю я. «Ну, не то чтобы не имеем, но в тот момент, когда нас задержали, мы ничего противоправного не делали. Просто стояли. Без лозунгов, плакатов». Девочка признается, что это ее четвертое задержание. Замерзшие пальчики, полосатые митенки, детские круглые очки на носу.

Один из трех товарищей – белорус, приехал к питерским друзьям в гости: «Сутки – это рай. У нас на 15 суток за такое сажают».

Илья Смирнов – один из координаторов группы, помогающей «политическим задержанным» – сам постоянно участвует в протестных акциях. «Но сейчас мне нельзя», - рассказывает он, - «я дописываю диплом, каждый день надо быть у научного руководителя». Илья и другие активисты помогают задержанным: привозят горячую еду, связывают с юристами, готовыми бесплатно консультировать. Он администрирует группу в «Вконтакте», где можно оперативно сообщить о задержании, попросить помощи.

Подъезжает мужчина на автомобиле, и Илья отдает ему туристические коврики - «пенки», которые грели минувшей ночью задержанных в трех участках. Теперь пенки нужно отдать обратно – в фонд «Лиги избирательниц». Оппозиционеры оказывают друг другу посильную помощь.

Трое широкоплечих тащат бадью с горячей едой – ее приготовили волонтеры. Сегодня на обед у задержанных были макароны с поджаркой. Вообще, говорит Илья, задержанных обязаны кормить в участке и иногда даже кормят, однажды в полицейском участке предложили гамбургеры из Макдональдса.

DSC09127.JPG

43 отделение полиции. Фото: Сергей Сорокин

У дверей, ведущих в зал судебных заседаний, выделяется печальная пара - чьи-то родители. Мама говорит, что повлиять на сына-студента даже не надеется. Рада, что хотя бы младшему пока можно запретить ходить на митинги. Двери распахивается. Незнакомый молодой человек улыбается во весь рот: «Выпустили! Пятьсот рублей за неповиновение и пятьсот за несанкционированный митинг! Наконец-то помоюсь!».

Вышедшая девушка успокаивает мужчину, который всю ночь пытался вытащить из участка свою жену – мать малолетних детей: «У Вики все нормально, скоро выйдет. Судья – приятная, адекватная. На прощанье мне сказала: «Я вижу, что вы нормальная девушка, а не какой-то там борец за права человека».

Когда одних забирают в полицию, другие спешат на помощь.

«Несколько сот прекрасных людей в автозаках - такая страна» - написала на своей стене в соцсети вечером 6 марта петербурженка Ирина Малинина. Ее друга задержали 5 марта на Исаакиевской и сутки держали в отделении. Когда отпустили, он написал: «Я дома, друзья! 26.5 часов пробыл политзаключенным».

После выборов, митингов, задержаний и судов в Петербурге появилось новое движение – «сидельцев» или «политзадержанных». На свободе они нашли друг друга в социальных сетях, сказали спасибо, тем, кто помогал, объединились и хотят действовать дальше. Во-первых, обжаловать свои приговоры в судах. Во-вторых, собираться и протестовать снова, но уже юридически подкованными.

Если раньше депутаты от КПРФ «вытаскивали» из полиции только своих сподвижников, анархисты – своих, а либералы – своих, то сейчас помогают друг другу. На несанкционированном митинге 5 марта у Исаакиевской площади официально было задержано 280 человек, по данным групп поддержки заключенным – 480 человек (определили по звонкам). Понадобилась армия добровольцев, чтобы помочь «сидельцам» более-менее «комфортно» провести время за решеткой.

Координация осуществлялась виртуально – через группы в соцсетях. Кто-то составлял списки задержанных и звонил родственникам, кто-то разъяснял права по телефону, кто-то готовил кашу. Те, у кого были и автомобиль и время – привозили в отделения полиции еду, развозили отпущенных ночью людей по домам.

DSC09149.JPG

43 отделение полиции. Фото: Сергей Сорокин

Анархисты на этот раз кормили не только своих, а всех, кто в ту ночь оказался за решеткой. Юридическую и «пищевую» поддержку оказывали разные общественные организации – градозащитники из «Парнаса» и «Охта-центра», «Солдатские матери», «Еда вместо бомб» и Лига Избирательниц и другие. Образовались две основные группы – «Помощь задержанным в Питере», «За свободу мирных собраний! Правовая поддержка».

10 марта эти же группы слаженно накормили и «уложили спать» еще 60 задержанных.

После митингов консультировали «политических» перед судами, разбирали судебные решения.

Встреча «политзеков»: «Все на собрание!»

Образовалась еще одна группа - «Политические узники Питера», которая планирует провести глобальную встречу 17 марта: обсудить планы и способы законного противодействия полиции. Помещение для собрания любезно предложила КПРФ – это центральный офис партии на Восстания, 6. Начало встречи в 14.00.

1.jpg

Ее организует 22-летний Владимир Сахаровский, магистрант РГПУ им. Герцена, - он из так называемых «исаакиевских сидельцев». Пришел на площадь, потому что был крайне возмущен фальсификациями на выборах - как член избирательной комиссии от КПРФ, обнаруживший, что в ТИКе переписали данные с его участка: «Я не думал бунтовать - я пришел на встречу с депутатами, а меня задержали за участие в несогласованном митинге», - признается он.

Ночью его отпустили, других оставили. Приехав домой, сердитый Владимир нашел в сети группу помощи политзаключенным и предложил свою помощь.

«Я считал своим долгом вернуться и помочь тем ребятам, кто остался сидеть, – позвонил в нашу фракцию (КПРФ) – дали еды и воды. Привез все во второй отдел полиции». А потом стал координатором группы.

Галина Федорова: «Судитесь!»

Студентка Галина Федорова - одна из администраторов группы «За свободу мирных собраний! Правовая поддержка». Ее несколько раз задерживали на «Стратегии 31» (акция в защиту свободы собраний). «У меня было два суда, оба я выиграла», - заявляет Галина. Сейчас она обучает других, как правильно себя защищать. Галина собирает сведения о положительных решениях суда после «Стратегий» и декабрьских митингов – уже есть 50 дел, когда задержанных оправдали.

x_b0654cdd.jpg

Галина Федорова

В ночь с 5 на 6 марта она приняла больше 50 звонков задержанных. Спрашивали, имеют ли право полицейские брать у них отпечатки пальцев (не имеют). Правомочно ли многих снимали на видео? (неправомочно). Спрашивали, за что их задержали и что будет дальше. Некоторые не могли оставаться на сутки в отделе – дети одни остались. Тогда вызывали «скорую» - один из вариантов, как «улизнуть» из полиции.

Задержанным инкриминировались две статьи: участие несогласованном митинге - ст. 20.2, - неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции - ст. 19.3.

«Неповиновение сотрудникам полиции никто не оказывает – эту статью полицейские записывают в протокол, чтобы продержать человека в отделении 48 часов», - рассказывает Галина Федорова. Она всем рекомендует судиться и требовать компенсации за причиненные неудобства. Если не идти в суд – штраф с каждым задержанием будет расти. На третий раз задержать могут уже на 15 суток.

Пока единственным, кому удалось добиться компенсации, стал Дмитрий Каданцев, задержанный на митинге «Стратегии 31».

«Требую полицию извиниться»

Дмитрий Каданцев подал в суд на полицию за незаконное задержание – суд постановил выплатить ему компенсацию в размере 5000 рублей. Но Дмитрий все равно не доволен - суд не признал нарушения, допущенные милицией в отношении его, а это для Каданцева главное.

x_ee1d995c.jpg

Дмитрий Каданцев (справа)

31 января 2011 года Дмитрий Каданцев вышел из метро "Гостиный Двор", чтобы пройти в Дом книги. Он поднялся из метро в тот момент, когда Максим Громов читал стихи Галича «Я выбираю свободу». «Митинга как такового не было, формально Громов ничего не нарушал. Меня выдернули из толпы, погрузили с другими в автобус, составили на всех одинаковые рапорты - о том, что мы кричали политические лозунги в защиту Конституции. и отвезли в отделение».

В отделении Дмитрию ножом разрезали шнурки и отцовский ремень и поместили в камеру, где на 10 узников приходилось по квадратному метру помещения вместо положенных – двух. Не работала вентиляция, не кормили, не предоставили спальное место.

Сокамерниками Дмитрия оказались – вице-президент уральской ассоциации психиатров, направлявшийся в тот день в институт Бехтерева, а также фотокорреспондент одного из СМИ. Все оказались не в том месте и не в то время.

Судили Каданцева на известном 203 участке. И участок, и судья Кузнецов хорошо знакомы тем, кого постоянно задерживают на политических акциях. Судья назначил Каданцеву два штрафа – по 700 рублей.

«После того как отпустили, я разобрался со всеми нарушениями, которые были допущены в отношении меня», – Дмитрий обжаловал постановление суда. Его оправдали по первой статье за недоказанность, и по второй – за отсутствием состава нарушения. Но и этого ему было мало. Память об испорченном отцовском ремне гнала дальше. Каданцев написал в городскую прокуратуру. Те спустили жалобу в районный суд. За год накопился килограмм отписок. «Я жаловался в полицию, уполномоченному по правам человека и президенту - но все мои заявления неизменно спускались в районный суд».

Тогда Дмитрий подал в суд на полицию с иском о возмещении морального вреда. Суд присудил компенсацию в размере пяти тысяч.

Истец недоволен: «Судья не вызывал свидетелей, которых я просил вызвать, не рассмотрел те эпизоды, которые я указал».

Дмитрий продолжает судиться и остальным советует не бояться и подавать иски о компенсациях морального вреда на полицию.

Накормил всех кашей

Пятикурсник Политеха Илья Масин раньше кормил малоимущих с соратниками в проекте «Еда вместо бомб». 5 марта им удалось накормить гречневой кашей 6 автобусов с «политзадержанными», которых привезли на суд на Садовую 53/55.

DSC07155.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07156.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07157.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07130.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07134.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07143.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07148.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

DSC07149.JPG

фото предоставлено Ильей Масиным

«Мы оказываем помощь двух видов – пищевая и юридическая: 5 марта помогали в отделениях, 6 марта – в судах, 10 марта – в отделениях, 11 – в судах», - рассказывает Илья.

Сам он - анархист, но считает, что рост общей политизированности общества надо рассматривать положительно, независимо от расхождения во взглядах с задержанными: «Все помогают друг другу на принципах солидарности и равенства – все мы против нынешнего режима. Меня лично впечатлает такой уровень самоорганизованности группы поддержки задержанных».

В ночь после митингов еда, продуктовые наборы и пенки от разных групп свозились в два офиса – «Парнаса» и «Лиги избирательниц».

В ночь с 5 на 6 марта группы помощи (всего около ста человек) отметились в 20 отделениях полиции. Был открыт Яндекс-кошелек. Сочувствующие пожертвовали около сорока тысяч рублей.

Дарья Макухина, студентка театральной академии, обзванивала отделы полиции: «Самая большая проблема – выяснить, есть ли человек в отделе». Дарья говорит, что от первых «маршей несогласных» нынешние задержанные отличаются тем, что знают, на что идут. «Раньше звонили из милиции в истерике, а сейчас спокойно сообщают, где они. За 3-4 года поняли, где живут».

Полина Терентьева

Полина Терентьева известна в группе поддержки как Полька Терентидзе. Она создала группу «Помощь задержанным в Питере». Знаменитый митинг на Болотной в Москве Полина смотрела по Интернету. «Смотрю - куча народа ищет «потеряшек» - задержанных в Питере на аналогичном митинге. Создала группу, созвонились с женой задержанного. С утра поехали в 15 отдел полиции - привезли поесть, попить. Потом поехали в 203 суд – помогать юридически.

Параллельно несколько людей так же, как мы, ездили по городу. Вечером хотела удалить группу. Но внезапно к вечеру нас стало много. Люди звонили: «Здравствуйте, мы сами вот сидели в таком-то отделении, спасибо вам, можете на нас рассчитывать». На собранные деньги покупали продуктовые наборы. А сейчас уже втянулась, да и понимаю, что это очень важно».

На митинги Полина не ходит: «Раньше не видела смысла ходить. Теперь - потому что я нужна в другом месте».

Андрей Ч.

Руководитель правового отдела крупной агропромышленной компании Андрей Ч. в последнее время был вынужден расширить специализацию: защищает себя. Последние полтора года он старается ходить на все митинги оппозиции.

«Для того чтобы быть задержанным, достаточно просто прийти на так называемый несанкционированный митинг, не надо даже доставать плакатов, - говорит Андрей. -Традиционно инкриминируют две статьи – 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации митинга) и 19.3 - неповиновение распоряжению сотрудника полиции. Вторая норма позволяет задерживать на 48 часов. Для чего это делается? Для устрашения. Люди, выходящие на митинги за честные выборы, успешно работают, у них есть дети. Предполагается, что это может заставить их следующий раз не участвовать в акциях. Но бывает и наоборот. Один парень шел из Эрмитажа, возле Гостиного Двора его задержали. Сутки в отделении он доказывал, что на месте митинга оказался случайно – не слушали. В следующий раз он специально пошел на митинг».

К задержаниям Андрея у него в компании относятся лояльно – ценят как профессионала.

Каждый раз, когда после митинга задерживают людей, им в отделение передают гостинцы, еду, пенки, спальные мешки. «Я сам, когда не участвую по каким-либо причинам в акции протеста, после нее развожу в отделения полиции города то, что необходимо задержанным» - говорит юрист.

После задержаний он всегда подает жалобы в суд. Несколько раз удавалось доказать, что в действиях нет состава статьи 19.3 КоАП, а иногда приходится платить штраф.

На легальные митинги с Андреем ходит его 13-летний сын Егор. У сына давно сформировался скептический взгляд на мир. В четыре года они стояли в пробке на Троицком мосту, потому что дорогу перекрыли из-за проезда «випа». «Мерзавец едет», - неожиданно сказал Егор.

«Я вижу положительную тенденцию, - добавляет Андрей. - Если раньше полицейские относились к задержанным с озлоблением, то сейчас – с некоторым сочувствием».

Что ожидает задержанных:

DSC09083.JPG

43 отделение полиции. Фото: Сергей Сорокин

  • Узкая камера – спать придется сидя.
  • Отсутствие питания.
  • Режут шнурки на обуви или в одежде и ремни, снимают часы.
  • Административный штраф (500-700 рублей)
  • Занесение в базу данных МВД (могут вызывать для объяснений по любому поводу).

О чем пишут в группе помощи задержанным:

«Ребята, очень рада, что вы на свободе. Вопрос-просьбу имею: где теперь бродит термос марки Irit с ручкой, который я вчера подвозила к суду на Лиговском? Можно его вернуть «на родину», т.е. мне? А то вдруг да опять кому понадобится?»

«И ещё хотелось бы вернуть металлический термос 0,7 л без ручки, на крышечку которого нужно нажимать пальцем, чтобы приоткрыть. Маленькая вмятинка на донышке. Я понимаю, что термос — плохая записная книжка, и телефон, написанный на нём, мог стереться».

«От «сидельцев» 52-го ОМ огромное спасибо организаторам группы за пенки, подушки и горячие блины! Вы молодцы и умнички!»

Группы помощи

ЧТО ДЕЛАТЬ, если вы оказались на месте несанкционированного митинга:

ЕСЛИ ВАС ЗАДЕРЖИВАЮТ

1. Лучше не сопротивляться и пройти в автобус с сотрудниками полиции.

2. Запомните: кто вас задерживал, время, место и обстоятельства – для суда. Хорошо иметь контакты свидетелей, которые подтвердят в суде, что вы нецензурно не выражались, лозунги не кричали, сотрудникам полиции не сопротивлялись.

ВАС УВОЗЯТ

1. Сосчитайте, сколько задержанных в автобусе, их ФИО, постарайтесь узнать, в какое отделение вас везут. Позвоните знакомым и сообщите им эти сведения и имя сотрудника полиции, который вас задержал.

ВАС ДЕРЖАТ В АВТОБУСЕ:

1. Вы имеете право потребовать отвести всех по очереди в туалет. Не выводят - звоните знакомым и сообщите им это, а те пусть звонят во все инстанции и СМИ.

2. Если вы плохо себя чувствуете - потребуйте вызвать «Скорую».

ВЫ В ОТДЕЛЕНИИ ПОЛИЦИИ

- Знакомые имеют право передать вам воду и продукты в герметичной, но не стеклянной упаковке. Возможно, разрешат передать теплые вещи, туристский коврик (пенку), спальник.

- Если вы откажетесь сообщить паспортные данные, вас могут задержать до выяснения личности.

- От вас могут потребовать письменное объяснение. Вы можете сообщить, что были простым прохожим и к митингу не имеете отношения.

- По закону вас не имеют право фотографировать, снимать отпечатки пальцев и обуви.

- На каждого задержанного должны быть оформлены рапорт о задержании, протокол о доставлении в отделение полиции, протоколы о правонарушениях - на каждую статью отдельно. Если вы не согласны с их содержанием, можете вписать это в протокол. Прочеркните все незаполненные строки. После потребуйте копии всех протоколов.

ВАС ОСТАВЛЯЮТ НА НОЧЬ

- Перед помещением в камеру сдаются личные вещи по описи под роспись: сумки, портфели, рюкзаки, фото и видеотехника, электроника, телефоны, часы, любые цепочки, шнурки, ремни, шарфы, шали.

- Вас должны кормить и предоставить отдельное спальное место (на практике это бывает редко).

Перед отправкой в суд Вам должны вернуть все вещи по описи под роспись.

ВАС ПРИВЕЗЛИ В СУД

Судья может сам предложить написать ходатайство о переносе суда по месту жительства или регистрации. Можете потребовать этого сами. Перенос суда даст вам время к нему подготовиться.

share
print