Истории

Инсулиновые войны в Петербурге: бизнес против людей

В Петербурге кончился инсулин для льготников. Его можно купить за деньги, а можно подождать до апреля, пока он появится в социальных аптеках. Беда в том, что диабет – такая болезнь, которая ждать не любит. Диабетики и сочувствующие им депутаты обвиняют во всех бедах фармацевтические компании, которые неведомыми путями выигрывают тендеры, а справиться со своей задачей не могут. И так из года в год.

Впрочем, сейчас комитет по здравоохранению опровергает страшные слова аптекарей и заявляет, что во всех районах инсулин можно будет получить уже в понедельник. Проверим их обещания в понедельник. 

Диабетиков в Петербурге – 115 тысяч. Это те, кому особенно не повезло, и их жизнь целиком зависит от инсулина. Именно ситуация с обеспечением инвалидов льготными лекарствами стала причиной для отставки нескольких глав комитетов по здравоохранению. Что и говорить, получить заказ на поставку лекарств для социальных аптек – это мечта любой фармацевтической компании. Немудрено, что, пока диабетики толкаются локтями в очередях за бесплатными ампулами, поставщики так же пихаются в очереди к госзаказу.

В каждом районе города имеются по 2-4 социальных аптеки, но бесплатный инсулин по рецептам врача выдают только в 18 из них. А сейчас, рассказали нам в комитете по здравоохранению, он гарантированно имеется в 6 аптеках, но к следующей неделе должен появиться во всех. «Мой район» дозвонился только до одной социальной аптеки (в остальных было беспросветно занято) где заявили, что «инсулина у нас много разного». Еще в одной аптеке посоветовали звонить на следующей неделе.

Пресс-секретарь Комитета по здравоохранению Евгения Семенова заявила, что инсулина в городе «сколько надо, столько и есть». Город всегда покупает с запасом. Минимум в шести аптеках имеются лантус, хумалонг, хумулин. А временные трудности в течение года возникают с таблетированными препаратами и средствами самодиагностики, то есть тест-полосками.

- В городе работают 187 эндокринологов, которые выписывают диабетикам инсулиносодержащие препараты по льготным рецептам. Всего известно 27 наименований. Каждый больной получает тот препарат, который назначает ему врач, и это зависит от того, страдает ли человек какими-то сопутствующими заболеваниями. Так вот, на сегодняшний день городом закуплено 52397 упаковок по федеральной льготе и 23080 – по региональной. В последние дни, в связи с этой волной, проходят экстренные поставки: 15 тысяч по федеральной льготе и 5000 по региональной – их уже развезли по шести аптекам, завтра продолжат развозку и закончат в понедельник.

Вроде бы все в порядке. Но у депутатов петербургского Закса, которые, видимо, ближе к народу, чем обитатели Смольного, совсем другие сведения.

 «Ответственность за появление проблемы несет исполнительная власть, - заявила «Моему району» депутат ЗакСа Людмила Седейкиене. - После того как мне стали жаловаться мои избиратели, которые не могли получить в аптеке льготный инсулин, я написала депутатский запрос Георгию Полтавченко с просьбой ответить: кто выиграл конкурс на поставку льготных лекарств в 2012 году, почему он его выиграл, и не та ли эта фирма, которая обеспечивала льготников лекарствами и в прошлом году, когда также возникали проблемы. И мне пришел ответ – типичная отписка. Там перечислялись какие-то нормативные акты и не было ни одной конкретной фамилии и ни одного названия фирмы. Тогда я написала второй запрос, уже пожестче. Через неделю получу ответ. Ведь люди действительно жалуются. В аптеке есть нужный инсулин, но за деньги. А по рецепту того же инсулина – как бы нет. А ведь поставками занимается, скорей всего, одна и а та же фирма. Кто-то должен отвечать за такой цинизм. А если власти не могут конкретно ответить на четко поставленный вопрос, значит, там есть что скрывать.»

Стоит отметить, что в городе – 12 тысяч человек, которым колоть инсулин приходится ежедневно. И им-то ничего не остается кроме как покупать его за деньги. Кстати, для инвалидов любезное правительство оставило еще один шанс: купить лекарство за свои средства, потом прийти в собес с чеком и там их вернуть. Вроде бы, простой и легкий способ, позволяющий обойти очереди и стрессы. На практике все оборачивается еще большими стрессами.

- Из своей пенсии в 10 тысяч рублей я потратил на инсулин – 9 тысяч, - рассказал диабетик Алексей. – Пришел в собес и там попросили еще и справку о доходах семьи. А у меня родители на пенсии, но подрабатывают. В общем, семья оказалась не такая уж неимущая, и мне вернули только 4,5 тысячи.

В последний раз проблемы у диабетиков были зафиксированы в феврале – тогда не хватало именно тест-полосок. Дело в том, что проблема со льготными лекарствами, как и проблема с сосулями – типично зимняя. Это время, когда в аптеках заканчиваются препараты, поставленные в прошлом сезоне, после прошлогоднего тендера, и наступает время нового аукциона. Победитель тендера может справиться с поставками, может и не справиться. Почему-то при всех губернаторах получается второе.

- Вся эта проблема притянута за уши, - заявил главврач Детской городской больницы Анатолий Каган. – Кому-то очень хочется раздуть скандал там, где его нет. О диабетиках никогда не забывали, и лекарствами их обеспечивали в срок. – Напомним, что для Анатолия Кагана история с льготным инсулином десять лет назад закончилась уголовным делом, а не только отставкой со своего поста. Прокуратура считала, что чиновник купил неоправданно дорогой инсулин у частной фармацевтической компании, нанеся, естественно, ущерб государству. Глава Комздрава заявлял, что просто старался не дать никому умереть. А потом городская прокуратура пыталась отсудить лично у гражданина Кагана потерянные городом миллионы, и это вообще беспрецедентный случай. Другие питерские чиновники такой чести ни разу не удостаивались.

Так что бизнес на инсулине может быть опасен не только для больных, но и для здоровых, только никого это не останавливает: деньги в системе вертятся огромные. В 2012 году на обеспечение льготников бесплатными лекарствами – в основном, как раз инсулином, было выделено 800 миллионов рублей. » Напомним, что в январе экс-глава Комздрава Юрий Щербук подвергся резкой критике со стороны губернатора и как раз за закупку льготных лекарств по завышенным на 30 процентов ценам. Начальник комитета в итоге сменился – проблема осталась.

Та же история с тест-полосками, которые пропадали из продажи в феврале, декабре, январе иллюстрирует, что власти предпочитают оперативно решать последствия проблемы вместо того чтобы избавиться от нее самой. Дыру в поставках срочно затыкают бюджетными деньгами, покупая лекарство порой втридорога. А рассчитать точное количество препарата, который может понадобиться – не могут, несмотря на то, что точное количество диабетиков в городе хорошо известно. А значит – известно, сколько инсулина и тестов им понадобится в этом году. Но ведь организовывать экстренные поставки выгоднее, чем заниматься плановыми.

share
print