Истории

Десять самых влиятельных жителей Петербурга

Кому мы верим? В кого мы верим? Кого слушаем, пусть и скрипя зубами? За кем готовы пойти если не в огонь, то хоть куда-нибудь? "Мой район" составил рейтинг самых влиятельных петербуржцев. Чиновники и миллиардеры - не вошли.

Петербургский миллиардер Юрий Ковальчук может купить половину города, а губернатор Георгий Полтавченко — поставить вторую половину на колени. Но как-то язык не поворачивается назвать их "влиятельными людьми". Их влияние — продукт системы: системы власти и системы капитала. Отними у одного кресло, у другого счет в банке — и от их влияния останется пшик. В этом уравнении не хватает важного икса: авторитета.

  • grebenschikov_580x.jpg

    Фото: trend

  • _MG_6481__580_kit.JPG

    Фото: trend

  • 1v012_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: МР

  • 2o001_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: МР

  • 2o004_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: МР

  • 2o007_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: МР

  • 2o012_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: МР

  • 2o015_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: МР

  • 479f7b557bcb09a2ce53fd9b03372739.jpg

    Фото: trend

  • 47463_0_435x640.jpg

    Фото: trend

  • 62266_0_447x640.jpg

    Фото: trend

  • 101161_0_640x459.jpg

    Фото: trend

  • 121150_0_640x427.jpg

    Фото: trend

  • 121988_0_427x640.jpg

    Фото: trend

  • CIMG7972__580_Hafizova_Irina.JPG

    Фото: МР

  • gergiev_580.jpg

    Фото: trend

  • IMGP6920.JPG

    Федор Горожанко. Фото: trend

  • IMG_0103.JPG

    Федор Горожанко. Фото: trend

  • IMG_0138.JPG

    Федор Горожанко. Фото: trend

"Кого мы называем авторитетным? Очень просто: человека, чье мнение значимо для других, —говорит Лев Гудков, директор аналитического центра Юрия Левады. — С ним не обязательно согласны. С ним можно спорить, возмущаться. Но к такому человеку прислушиваются Таких публичных интеллектуалов и в Петербурге, и в России очень мало или нету вообще. Просто потому, что нету сферы публичности, в которой бы всерьез происходила дискуссия, неважно, о чем: о культуре или о внешней политике. Даже на митингах протеста  люди не хотели никого признавать в качестве авторитета. Таков итог длительной деморализации — полная неспособность к какой-то рефлексии. Кстати, это частично проявляется и в падении интереса к литературе, падении интереса к политике, господстве телевидения и вообще поп-культуры. Наши опросы раз за разом показывают крайне низкий уровень согласия в отношении хоть сколько-нибудь авторитетных людей. Полное отсутствие моральных авторитетов среди живых. Среди умерших появляются некоторые идолы типа Солженицына или Лихачева, да и то нечасто".

Авторитетности мало — нужна настоящая, повсеместная известность. Великий физик будет безоговорочным авторитетом в своей области, но если начнет рассуждать о политике — его засмеют. Просто потому, что не знают.

"Каждый из нас судит о городе, как те слепые о слоне, — говорит социолог Дмитрий Гавра. — Круги коммуникации у нас в известной мере разные. Кто-то находится под влиянием Натальи Евдокимовой, кто-то предпочитает митрополита Владимира, для кого-то Слава Полунин авторитет — он и не петеруржец сейчас вовсе, но несомненный феномен со всеми вытекающими последствиями — для кого-то Лев Лурье, хотя мы потеярли его как медийную фигуру в последнее время. Но на самом деле печальна участь Петерубрга, потому что если говорить о ресурсе морального влияния — то единых авторитетов вроде того, каким был Дмитрий Лихачев, я в сегодняшнем Петербурге не вижу. Впрочем, можно назвать имя Александра Сокурова. Многие люди в мире знают о существовании современного Петербурга просто потому, что здесь живет Сокуров".

Впрочем, громкого имени и безупречной репутации недостаточно — за человеком должно что-то стоять. Люди. Организации. Некий ресурс.

"На самом деле личный авторитет и реальное влияние на жизнь города — это разные номинации, — говорит политолог Владимир Гельман. — Руководители крупных организаций, имеющих федеральное значение, по определению окажутся влиятельными людьми. Просто потому, что за ними много ресурсов, а у кого ресурсы, у того и влияние. Например, ректор СПбГУ — любой на этой должности — будет влиятельной фигурой просто потому, что это один из крупнейших университетов страны. Хотя я затруднюсь сказать, обладает ли Николай Кропачев личным авторитетом. А директор Эрмитажа, например, не только влиятельный человек в силу должности, но и по личным качествам Михаил Пиотровский признанный авторитет".

Десять самых влиятельных петербуржцев из нашего списка – люди, наделенные и авторитетом, и известностью, и ресурсом. Настоящим человеческим, а не административным. 

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ

Единственный по-настоящему всемирно известный петербуржец (Путин не в счет), знаменитый и выдающийся режиссер. Впрочем, кино он снимает не для всех, и в городе его признали за своего, лишь когда он активно занялся градозащитной деятельностью. При Матвиенко Сокуров фактически был послом доброй воли от общества к губернатору, чем и заслужил свой статус.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ

Директор государственного Эрмитажа не говорлив и вообще очень осторожен, предпочитает напрямую не высказываться ни о политике, ни об обществе.  Возможно, именно поэтому к нему понемногу прислушиваются все: и власть, с которой он на короткой ноге, и люди, которых он не отпугивает счетами в банках или откровенным лизоблюдством. Эрмитаж - лицо Петербурга, а Пиотровский - лицо Эрмитажа.

ЮРИЙ ШЕВЧУК

Он символ уходящей эпохи — это в девяностые под его дверью ночевали толпы фанатов. Но Шевчук , как и многие другие русские рокеры, обрел вторую молодость на волне социального взрыва 2011-2012 годов: сейчас он, несмотря на свой уже почтенный возраст, – кумир протестно настроенной молодежи. Но при этом не лезет в большую политику, что тоже в его пользу.

ОЛЕГ РУДНОВ

Заметным личным авторитетом этот человек вряд ли обладает, разве что среди подчиненных. Более того, не всякий вспомнит его имя. Однако власти у Олега Руднова немеряно: он владелец БМГ  - крупнейшего "оппозиционного" медиа-холдинга Петербурга. Впрочем, оппозиционность эта относительна: Руднов личный друг Путина по ленинградским еще временам.

ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ

Тот же случай, что Пиотровский: за ним стоит махина Мариинки, он представляет русскую музыку на Западе и западную у нас. Конечно, в глазах многих граждан он подпортил репутацию связями с "Единой Россией". Но в то же время все понимают, что Гергиеву в общем плевать на политику — он талантливый театральный менеджер и в своей сфере заслужил огромное уважение.

ФЕДОР ГОРОЖАНКО

23-летний парень попал в компанию больших дядь не случайно. Два года назад студент социологического факультета обнаружил, что с потолка его комнаты в коммуналке – капает. Но не расстроился и не стал попусту ругать власть, а создал сайт Заливает.спб. Сайт помог собрать информацию о десятках тысяч протечек по всему городу. Пожалуй, редкий пример петербургского общественного деятеля, который реально помог множеству людей.

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР

Владимира Саввича Котлярова не знает никто, митрополита Владимира – всякий. За этого человека работает сан: его ценят не за личные достижения, а за высокое место в церковной иерархии. Но при этом митрополит Владимир в отличие от многих церковников не позволил себе ни одного резкого или пещерного высказывания. Поэтому его уважает не только паства. 

БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ

Сложно назвать БГ петербуржцем - он поддерживает репутацию гражданина мира, да таковым, наверно, и является. "Духовный авторитет" - сценический образ Гребенщикова, который, впрочем, плотно сросся с реальностью. Гребенщиков подчеркнуто держится в стороне от политики, именно поэтому любое его высказывание на политическую и социальную тему имеет особый вес.

ЛЕВ ЛУРЬЕ

Сложно сказать, кто такой Лев Лурье. Он и не журналист, и не кравевед, и не телеведущий - все вместе и еще что-то. Лурье выглядит как классический петербургский интеллигент, каковым и является. К нему безоговорочно прислушиваются образованные люди, причем чаще старшего поколения - молодежь его знает хуже, а среди выпускников ПТУ силен антисемитизм и для них Лурье не авторитет просто в силу происхождения. 

НИКОЛАЙ КРОПАЧЕВ

Кропачев не самый популярный персонаж: студенты даже писали коллективное письмо, требуя его оставки. Зато к его деятельности на посту ректора СПбГУ точно никто не остался равнодушным.  В руках этого человека главный вуз города - кузница кадров, - так что он по праву замыкает список самых влиятельных людей Петербурга.

share
print