Новости

В Италии нашли считавшуюся утраченной фреску Леонардо да Винчи

Итальянские ученые нашли считавшуюся навсегда утраченной фреску Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» под работой Джорджо Вазари на стенах зала во дворце Палаццо Веккио во Флоренции. Фреску искали больше 30 лет, но не могли толком доказать ее существование под более поздним слоем, так как для этого не было нужных технологий.

Итальянские ученые заявили, что нашли утраченную фреску Леонардо да Винчи под картиной другого художника. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на итальянские СМИ, специалисты, проводившие экспертизу во дворце Палаццо Веккио во Флоренции, объявили, что нашли считавшуюся утраченной фреску Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Следы фрески, принадлежащей руке легендарного мастера, найдены на восточной стене зала Большого совета, под фреской работы Джорджо Вазари «Битва при Марчиано».

Обнаружить утраченную фреску Леонардо эксперты смогли с помощью специального устройства, оснащенного микрокамерой и введенного в полость за фреской Вазари. В одной из взятых проб обнаружили вещество черного цвета, которое по химическому составу похоже на черный пигмент, обнаруженный в таких картинах Леонардо да Винчи как «Джоконда» и «Иоанн Креститель».

Фреска «Битва при Ангиари» была задумана Леонардо да Винчи как триптих, однако художник успел создать только ее центральную часть. Как отмечают историки, к 1563 году произведение находилось в плачевном состоянии, поэтому Вазари, который реставрировал зал в Палаццо Веккио, нанес поверх нее новые изображения.

«Битва при Ангиари» — утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503 — 1506 годах. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса — находится в собрании Лувра.

В 1975 году итальянский искусствовед Маурицио Серачини предположил, что фреска Леонардо вовсе не была в таком плачевном состоянии, как считалось ранее. Доказательство он видел в гравюре, сделанной, по его предположению не с картона, а с самой фрески, и датированной 1553 годом. На гравюре отчетливо видны все детали росписи, следовательно «Битва при Ангиари» была в отличном состоянии и через пятьдесят лет после создания. Серачини был уверен, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал ее под своей фреской. Серачини обратил внимание на изображение небольшого зеленого вымпела с загадочной надписью: «Cerca trova» («Ищущий находит») и посчитал это намеком Вазари на то, что за стеной находится фреска Леонардо. Акустические исследования показали наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (1 — 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы вместить фреску Леонардо. Серачини предположил, что Вазари не стал создавать свою феску поверх фрески да Винчи, а просто построил перед ней новую стену, спрятав тем самым «Битву при Ангиари».

В 2002 году власти Флоренции запретили Серачини поиски, опасаясь, что будет нанесен вред фреске Вазари. Однако в августе 2006 года было разрешено продолжить исследования, которые, возможно, увенчались успехом.

share
print